В министерстве обсудили вопрос профессионального образования инвалидов


В министерстве обсудили вопрос профессионального образования инвалидов

«О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» – с такой повесткой состоялось заседание коллегии минобрнауки, на которой выступил О. Смолин.

– Уважаемые коллеги!

Хочу коротко остановиться на семи сюжетах и сделать шесть предложений.

Первое. Поддерживаю идею ректора Бауманского университета о том, что профессиональное образование инвалидов – это не затраты, а инвестиции. Но хочу пойти дальше, сказав, что это наш огромный вклад в человеческий капитал страны. Не секрет, что по всем последним докладам, рейтинги человеческого потенциала России ухудшаются: по общему рейтингу с 67 места в 2006 г. страна спустилась до 71 места в 2007 г., по образованию – с 26 места на 41-е. Без инвалидов, уверен, невозможно развивать человеческий потенциал страны в целом.

Кстати, занятость инвалидов в России по сравнению с социальными государствами Европы примерно в 2,5 раза ниже.

Второе. Необходимо заниматься школьной подготовкой ребят к профессиональному образованию. Это предложение Совета работников интеллектуального труда Всероссийского общества слепых. Уже имеется договорённость о проведении специального совещания по качеству образования в специальных школах для инвалидов.

Проблема, среди прочего, заключается в том, что новое поколение учителей очень слабо владеет системой брайля и, в особенности, системой обозначений в области естественно-математических наук. Поэтому качество математической подготовки, по мнению членов Совета работников интеллектуального труда, значительно падает в последнее время. Кстати, таковы же и предложения Комиссии по образованию Совета по делам инвалидов при президенте РФ – по поводу проведения совещания по качеству образования инвалидов по зрению и инвалидов по слуху.

Вношу конкретное предложение: помимо этого совещания, ввести обязательные квалификационные требования для педагогов, которые работают с соответствующими категориями детей-инвалидов – специальная система брайля или знание языка жестов.

Третье. Льготы абитуриентам. В проекте интегрированного закона «Об образовании» льготы инвалидам предполагается отменить. Остаётся т.н. преимущественное право при равных условиях. Скажу прямо, что если это будет сделано, то большая часть усилий, направленных на профессиональное образование инвалидов, окажется впустую. Количество инвалидов, получающих профессиональное образование, сократится в разы. Проблема возникла потому, что в 2009 г. в некоторых престижных вузах на престижные специальности количество льготников «зашкаливало».

Предлагаю обязательно сохранить льготу, но при этом, возможно, ввести квотирование учебных мест для студентов-инвалидов в отдельные вузы по отдельным специальностям. Необходимо гарантировать каждому инвалиду, кто способен освоить программу, право поступить в вуз, но необязательно гарантировать право поступления именно в МГУ или в другой престижный вуз. И если это предложение будет принято, сможем объяснить общественным организациям инвалидам, что это правильный компромисс в таких условиях.

Пользуясь случаем, скажу, что очень много вопросов по проекту интегрированного закона «Об образовании» и большая просьба: организовать широкое и неспешное обсуждение этого законопроекта.

Четвёртое. Государственная поддержка учебных заведений. Убеждён: несмотря на принятие Конвенции о правах инвалидов, несмотря на усилия по инклюзии, Россия должна сохранить специальные учебные заведения для инвалидов. Во всём мире курс на интеграцию не означает, что ликвидируются специальные профессиональные учебные заведения.

Пользуясь случаем, поддержу и предложение о том, чтобы в интегрированном законе «Об образовании», как минимум, написать: «негосударственные учреждения, которые занимаются образованием инвалидов, финансируются из государственных бюджетов по соответствующим нормативам».

Пятое. Специальные меры поддержки инвалидов в период обучения. По сравнению с временами нашего обучения, уровень социальной солидарности в обществе значительно упал. Прежде просто помогали студенты-одногруппники. Сейчас студенты-инвалиды часто жалуются, что очень трудно с помощью. Это означает, что необходимо увеличивать степень социальной поддержки. Например, можно было бы принять решение об увеличении размеров социальной стипендии студентам-инвалидам в 1,5 раза по сравнению с академической стипендией и по сравнению с социальной стипендией, которую получают другие категории студентов, т.к. у студентов с инвалидностью есть специальные потребности.

Особая проблема – поддержка иногородних инвалидов в Москве – она связана с проблемой межбюджетных отношений.

Шестое. Технологии. Приветствую то, что говорилось о развитии электронного обучения, в т.ч. дистанционных технологий. Можно было бы рассмотреть предложение: если, например, во Франции принята программа «Ноутбук каждому студенту» за счёт бюджета, то в России можно было бы начать с программы «Ноутбук каждому студенту-инвалиду» за счёт бюджета – для развития соответствующих технологий обучения и облегчения доступа к образованию.

Седьмое. Квотирование рабочих мест. Как помнят собравшиеся, до «монетизации» в стране действовал неплохой закон о квотировании, а затем он был резко ухудшен. В настоящее время в Государственной Думе в первом чтении принят компромиссный вариант законопроекта Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В частности, предлагается, чтобы квотирование рабочих мест начиналось с 50 человек на предприятии и, соответственно, средства тех, кто не занимается квотированием, перечислялись тем, кто квотированием занимается. Если в силах министерства обратиться в правительство с просьбой ускорить принятие этого законопроекта, было бы неплохо. Считаю, что органы государственной власти должны подавать здесь пример.

Известен международный принцип « Ничего для нас без нас». Думаю: чем больше инвалидов будет участвовать в принятии решений, тем выше будет их качество.

Спасибо за внимание.

К заседанию коллегии была подготовлена и роздана следующая справка.

С П Р А В К А

к заседанию коллегии Минобрнауки России по вопросу «О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами»

Одним из наиболее значимых аспектов социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – инвалиды) является создание условий для получения ими образования, включая обеспечение доступности профессионального образования.

Профессиональное образование инвалидов рассматривается как важная составляющая системы их непрерывного образования, значительно расширяющая возможности их последующего трудоустройства. В связи с этим федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по созданию условий для получения инвалидами профессионального образования.

Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для инвалидов.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам, в том числе общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые. При этом возможность получения профессионального образования гарантируется гражданам независимо от состояния здоровья (статья 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривает возможность установления в федеральном законодательстве ограничений прав граждан на профессиональное образование по признакам состояния здоровья, однако в настоящее время такие ограничения не установлены).

Дополнительные гарантии права инвалидов на получение профессионального образования установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, а также обеспечивает инвалидам получение начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этом для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации устанавливает льготы для инвалидов в области получения профессионального образования. В  соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «Об  образовании», статьей 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О  высшем и послевузовском профессиональном образовании» дети-инвалиды, инвалиды I  и II групп, которым согласно заключению учреждения федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, принимаются при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования вне конкурса.

Студентам-инвалидам, обучающимся в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, в обязательном порядке назначается государственная социальная стипендия, размер которой не может быть меньше полуторократного размера академической стипендии, установленного для учреждения соответствующего уровня профессионального образования.

В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества образовательных учреждений профессионального образования, осуществляющих обучение инвалидов, и численности обучающихся из числа лиц этой категории. В 2009 году по всем формам обучения в государственных высших учебных заведениях обучалось более 24 тысяч инвалидов, в средних специальных учебных заведениях – более 14 тысяч инвалидов, в учреждениях начального профессионального образования – более 26 тысяч.

Начиная с 2004 года, функционирует сеть базовых центров профессионального образования инвалидов, включающая в себя 5 головных учебно-методических центров и 51 окружной учебно-методический центр (в том числе 7 центров по высшему профессиональному образованию, 19 – по среднему профессиональному образованию и 25 – по начальному профессиональному образованию). Деятельность указанных центров в значительной степени способствовала разработке и внедрению в практику работы образовательных учреждений вариативных инновационных моделей организации получения инвалидами профессионального образования.

Накоплен значительный опыт в организации обучения инвалидов в учреждениях профессионального образования, прежде всего таких как Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Новосибирский государственный технический университет, Владимирский и Челябинский государственные университеты, Московский государственный социально-гуманитарный институт, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Красноярский государственный торгово-экономический институт, Московский государственный специализированный институт искусств, негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия управления «ТИСБИ» (г. Казань), Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, Златоустовский индустриальный колледж (Челябинская область), профессиональные училища: № 14 г. Тамбова, № 15 г. Шадринска (Курганская область), № 14 г. Курска, № 7 г. Ростова-на-Дону, № 18 г. Боровичи (Новгородская область), профессиональные лицеи № 11 г. Красноярска, № 25 г. Пензы и другие.

В настоящее время представляется целесообразным обеспечить обновление сети базовых центров профессионального образования инвалидов в рамках реализации мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры в сфере образования.

В системе органов социальной защиты населения функционируют образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, предоставляющие образовательные услуги только инвалидам (училища-интернаты, техникумы-интернаты, колледжи-интернаты). Кроме того, существуют высшие учебные заведения, в которых получают образование только обучающиеся этой категории (например, Московский государственный социально-гуманитарный институт, Московский государственный специализированный институт искусств).

Вместе с тем большинство инвалидов обучается в обычных образовательных учреждениях. Данное обстоятельство обусловливает необходимость создания в каждом образовательном учреждении профессионального образования условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа и обучения лиц с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии (в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), а также соматическими заболеваниями.

Минобрнауки России последовательно реализует меры по совершенствованию законодательства в части регламентации создания условий для получения инвалидами профессионального образования в обычных образовательных учреждениях.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «Об образовании», предусматривающей установление особенностей проведения вступительных испытаний для инвалидов при приеме в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, специфика получения образования инвалидами учтена в принятых Минобрнауки России в 2008-2010 годах нормативных правовых актах, регулирующих порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, и порядок проведения вступительных испытаний при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

Указанные документы предусматривают предоставление таким гражданам права выбора формы проведения государственной (итоговой) аттестации (государственный выпускной экзамен или единый государственный экзамен) и поступления в вуз или ссуз (по результатам единого государственного экзамена, при их отсутствии – по результатам вступительных испытаний в традиционной форме), а также создание специальных условий при сдаче ими соответствующих экзаменов с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния их здоровья, включая: возможность беспрепятственного доступа выпускников (поступающих) в аудитории и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях; присутствие ассистента, оказывающего выпускнику (поступающему) необходимую техническую помощь; возможность использования выпускником (поступающим) необходимых технических средств в процессе сдачи вступительного испытания; возможность предоставления дополнительного времени для сдачи экзамена и т.д.

В настоящее время Минобрнауки России ведется работа по закреплению норм, регламентирующих создание вариативных условий для получения образования инвалидами, в типовых положениях об образовательных учреждениях профессионального образования.

Особенности отношений, связанных с получением профессионального образования инвалидами, включая интегрированное образование, будут также урегулированы в разрабатываемом Минобрнауки России проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

С учетом значимости проблемы обеспечения права инвалидов на получение профессионального образования Минобразованием России и Минобрнауки России неоднократно направлялись в субъекты Российской Федерации рекомендации по организации работы в этом направлении, в том числе: письма «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования» (от 25 марта 1999 г. № 27/502-6), «Об особенностях организации начального профессионального образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (от 30 ноября 1999 г. № 27/777-6), рекомендации по формированию государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (письмо от 27 июня 2007 г. № 03-1430), рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, неслышащих, слабовидящих) (письмо от 12 июля 2007 г. № 03-1563), рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации (письмо от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06).

Рособразованием в марте 2009 г. направлено в подведомственные федеральные государственные образовательные учреждения письмо от 23 марта 2009 г. № 491/12-16 о необходимости принятия дополнительных мер, обеспечивающих приспособление объектов социальной инфраструктуры образовательных учреждений для беспрепятственного доступа инвалидов.

Одну из категорий обучающихся инвалидов составляют лица, которые по состоянию здоровья не имеют возможности посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на   дому. В  последние годы в качестве эффективного средства организации образования лиц этой категории рассматривается развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в программу реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» (далее – мероприятие ПНПО), предусматривающее создание условий для обучения детей этой категории по программам общего образования. Создаваемая в рамках мероприятия ПНПО система дистанционного образования детей-инвалидов с учетом лучшего опыта работы в этом направлении ряда образовательных учреждений профессионального образования может быть в дальнейшем использована для получения инвалидами профессионального образования.

Значительное внимание уделяется организации профессиональной подготовки инвалидов. Это особенно актуально для обучающихся с умственной отсталостью, составляющих самую многочисленную категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно около 20 тысяч таких детей выпускаются из специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых они получают первоначальные профессиональные умения и навыки.

В последние годы перечень направлений трудового обучения в коррекционных учреждениях VIII вида значительно расширился и включает как традиционные (швейное дело, слесарное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд), так и более современные направления (картонажно-переплетное дело, обувное дело, малярно-штукатурное дело, автодело, цветоводство и другие). С учетом особенностей развития таких детей получение профессиональной подготовки позволяет им приобрести профессию, востребованную на рынке труда.

В настоящее время актуальным представляется объединение усилий всех ведомств, субъектов Российской Федерации и объединений работодателей в определении примерного перечня наиболее востребованных на современном рынке труда профессий, рекомендуемых для обучения инвалидов с учетом специфики нарушений их развития, перспективных в контексте их последующего трудоустройства (в том числе профессий, получение которых возможно в дистанционной форме).

Подготовка специалистов для работы с обучающимися из числа инвалидов, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования, ведется на факультетах или отделениях коррекционной педагогики (дефектологии) в 36 высших и 22  средних специальных учебных заведениях.

Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации функционируют учреждения дополнительного профессионального образования, которые осуществляют повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов, работающих с обучающимися этой категории (94 учреждения, в составе которых имеются 11 кафедр специальной педагогики и психологии и 25 самостоятельных учебно-методических кабинетов дефектологии). Их деятельность координирует кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В рамках федеральных целевых программ (ФЦПРО, «Дети России» на 2007-2010 годы) за счет средств федерального бюджета на протяжении ряда лет ежегодно проводятся обучающие и научно-практические мероприятия по вопросам образования инвалидов для педагогических и руководящих работников, в том числе образовательных учреждений профессионального образования. В рамках мероприятий ФЦПРО в 2010 году продолжается реализация двухлетнего проекта «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов».

К основным проблемам в сфере реализации права инвалидов на получение профессионального образования относятся следующие.

Значительная часть образовательных учреждений профессионального образования не располагает условиями для беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Во многих учреждениях требует улучшения материальная база для проведения коррекционной работы с обучающимися из числа инвалидов, их психолого-медико-педагогической реабилитации.

Существуют трудности с созданием условий для организации профессиональной подготовки таких обучающихся (прежде всего детей с умственной отсталостью).

Образовательные учреждения профессионального образования недостаточно укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами, обладающими необходимыми знаниями для организации обучения инвалидов.

В качестве приоритетных направлений деятельности по созданию условий для получения инвалидами профессионального образования следует рассматривать:

  • совершенствование законодательства, регламентирующего создание условий для получения профессионального образования инвалидами, в том числе в обычных образовательных учреждениях;
  • создание системы мониторинга соблюдения права инвалидов на получение профессионального образования;
  • создание в образовательных учреждениях профессионального образования безбарьерной среды жизнедеятельности обучающихся из числа инвалидов, обеспечивающей возможность их беспрепятственного доступа, пребывания и обучения в образовательном учреждении, а также систему их комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса;
  • создание условий для получения инвалидами профессионального образования в образовательных учреждениях, максимально приближенных к месту их жительства; предоставление лицам указанной категории, нуждающимся в обучении на дому, возможности получения профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений профессионального образования для работы с обучающимися из числа инвалидов;
  • формирование у работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений профессионального образования, обучающихся и их родителей толерантного отношения к обучающимся из числа инвалидов;
  • организация межведомственного взаимодействия, взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными структурами, в том числе с общественными объединениями инвалидов, в решении проблем профессионального образования инвалидов, а также трудоустройства инвалидов, получивших профессиональное образование.

Проект

Р Е Ш Е Н И Е

коллегии Минобрнауки России

«О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами»

Заслушав и обсудив доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Левитской А.А. «О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами», коллегия отмечает, что обеспечение реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – инвалиды) на получение профессионального образования является одним из важнейших аспектов их социальной интеграции.

КОЛЛЕГИЯ  РЕШИЛА:

1 . Принять к сведению информацию директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Левитской А.А. о принимаемых мерах по созданию условий для получения профессионального образования инвалидами.

2. Департаменту государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей (Левитской А.А.):

2.1. Подготовить предложения о включении в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и типовые положения об образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования норм, регламентирующих особенности получения инвалидами, в том числе лицами с умственной отсталостью, профессионального образования и (или) профессиональной подготовки.

Срок – до 1 августа 2010 года.

2.2. Совместно с Департаментом государственной политики в образовании (Реморенко И.М.):

2.2.1. Подготовить и направить предложения в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о разработке:

примерного перечня наиболее востребованных на современном рынке труда профессий, рекомендуемых для обучения инвалидов с учетом специфики нарушений их развития, перспективных в контексте их последующего трудоустройства (в том числе профессий, получение которых возможно в дистанционной форме);

рекомендаций по организации взаимодействия органов и учреждений службы занятости, социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы, образования, общественных организаций, объединений работодателей в обеспечении трудоустройства инвалидов, получивших профессиональное образование или профессиональную подготовку.

Срок – до 1 октября 2010 года.

2.2.2. Внести в установленном порядке предложения о реализации в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы проектов, предусматривающих поддержку создания условий в образовательных учреждениях различных типов для организации профессионального образования и профессиональной подготовки инвалидов, повышение квалификации работников образовательных учреждений профессионального образования, методическую поддержку деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений по данной проблематике.

Срок – декабрь 2010 года.

2.2.3.  Подготовить предложения о создании на базе образовательных учреждений профессионального образования федеральных инновационных площадок по проблемам профессионального образования инвалидов.

Срок – до 1 августа 2010 года.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, принять дополнительные меры:

по разработке и реализации региональных программ, направленных на обеспечение доступности качественного профессионального образования для инвалидов, предусматривающие в том числе:

по созданию в образовательных учреждениях необходимых условий для беспрепятственного доступа и обучения инвалидов;

по обеспечению участия в образовательном процессе педагогических и других работников, обеспечивающих обучение, психолого-медико-педагогическое сопровождение и оказание технической помощи обучающимся из числа инвалидов;

по созданию в подведомственных учреждениях профессионального образования условий для получения инвалидами профессий, востребованных на рынке труда субъекта Российской Федерации;

по обеспечению контроля за соблюдением прав инвалидов при приеме в подведомственные образовательные учреждения профессионального образования и организации их обучения в этих образовательных учреждениях, обратив особое внимание на обеспечение здоровья и безопасности обучающихся.

4. Рекомендовать ректорам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, директорам федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования принять дополнительные меры по обеспечению доступности качественного образования для инвалидов, предусматривающие в том числе:

создание в образовательных учреждениях необходимых условий для беспрепятственного доступа и обучения инвалидов, обеспечения здоровья и безопасности обучающихся;

создание условий для получения инвалидами образования с использованием дистанционных образовательных технологий;

обеспечение участия в образовательном процессе педагогических и других работников, обеспечивающих обучение, психолого-медико-педагогическое сопровождение и оказание технической помощи обучающимся из числа инвалидов.

temp_anons:
«О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» – с такой повесткой состоялось заседание коллегии минобрнауки, на которой выступил О. Смолин.