– Цели образовательной политики правительства предельно просты. Первая – экономия денег, хотя экономить на образовании, как сказал бы Менделеев, хуже, чем топить ассигнациями. Вторую цель озвучил министр образования А. Фурсенко, выступая в 2008 г. на Селигере. Он заявил, что советская система образования была плоха, ибо пыталась готовить творцов; современная же система должна готовить «квалифицированных потребителей». Правда, при этом не уточнил, откуда мы будем завозить творческих людей, чтобы исполнить объявленные программы модернизации.
Возможно, есть и третья цель: необразованными людьми легче управлять.
В целом современное российское образование отличается от советского в худшую сторону. Даже президент РФ признает, что с передовых позиций в этой области мы уже откатились. Если в советский период наша молодежь входила в тройку самых образованных поколений своего времени, то сейчас, по данным ООН, мы находимся на 41-м месте. А недавно социологи выяснили: 28% опрошенных российских молодых людей согласны с утверждением, что Солнце – спутник Земли. Для них Коперника не было.
– Я рад, что некоторые российские вузы, школы и учителя получили небольшие дополнительные деньги. Но никаких серьезных результатов «нацпроекта» нет. Он основан на неправильной идее – помогать только лучшим. При этом деградация системы образования продолжается, а неравенство образовательных возможностей в зависимости от региона, доходов семьи и других причин усиливается.
– Главное в том, что ЕГЭ убивает духовно-нравственное содержание образования, тормозит развитие творческих способностей и понижает общий образовательный уровень. Учителя вынуждены не столько учить и воспитывать, сколько натаскивать, «дрессировать» учеников. Дети перестают учить все предметы, кроме тех, по которым собираются сдавать ЕГЭ. Недавно социологи выяснили, что для большинства молодых американцев Микеланджело – это компьютерный вирус, а Бетховен – имя собаки. Не удивлюсь, что скоро в этом отношении мы Америку догоним. Правда, они, похоже, одумались: президент Обама выделил четыре млрд. долларов на свертывание системы национального тестирования, с которой был списан в ухудшенном варианте российский ЕГЭ.
Наши предложения по этому вопросу предельно ясны: мы требуем, чтобы ЕГЭ был добровольным и не использовался для оценки деятельности школы. К сожалению, такой законопроект недавно в Госдуме был провален «Единой Россией». Впрочем, если мы и дальше будем следовать за американцами, возможно, через пару лет наш закон примут.
– Как известно, в послесоветское время было закрыто более 13 тыс. сельских школ. Этот процесс ускоряется. На наш взгляд, это нарушает конституционные права граждан на образование и угрожает национальной безопасности страны. Ведь вслед за школой обычно исчезают и села, а огромные пустующие территории России рано или поздно будут заняты другими.
Мы предлагали законопроект в защиту сельской школы, однако и он был провален «Единой Россией» в Госдуме. Между тем, мне известны целых три проекта, позволяющие сельскую школу сохранить:
- ее превращение в социокультурный центр, который занимался бы образованием не только детей и стал местом притяжения для всего села;
- с помощью современных информационных технологий создание на базе сельских школ центров доступа к знаниям. Это позволило бы сельским детям получать уроки самых лучших учителей;
- предложение макаренковского движения превратить сельские школы не только в социокультурные, но и в производственные центры на базе современных технологий. Эта идея многократно апробирована на практике.
Убежден: настоящие экономисты, а не примитивные бухгалтера, управляющие страной, не могут не понимать: сохранение сельской школы в конечном итоге не только необходимо социально, но и выгодно экономически. В противном случае потери страны будут несравнимо больше.
– Принятие закона об автономных, бюджетных и казенных учреждениях (сокращенно – об АУ, БУ и КУ) принесет колоссальный вред.
1) Как признают многие руководители профильных думских комитетов – представители правящей партии – закон фактически превращает бюджетные учреждения из некоммерческих организаций в коммерческие. Иначе говоря, в настоящее время главной задачей таких учреждений является предоставление людям социальных благ, а после вступления закона в силу главным станет зарабатывание денег. Понятно, что в результате такого превращения качество т.н. услуг в образовании, медицине и культуре ещё более упадёт.
2) Бюджетные учреждения, вынужденные любыми путями зарабатывать деньги, будут делать это, прежде всего, за счёт карманов граждан. Другими словами, закон приведёт к вытеснению бюджетного образования, медицины и культуры платными услугами. Между тем, с точки зрения такого вытеснения, Россия и в настоящее время «догнала и перегнала» большинство развитых стран.
3) Поскольку новый закон предполагает финансирование учреждений путём предоставления им государственных заданий, поскольку именно государственные чиновники будут определять, кому давать такие задания и в каком объёме, а кого их лишить, кому разрешить распродавать имущество и какое именно, есть все основания ожидать, что закон приведёт к росту коррупции в стране. Технология решения подобных вопросов чиновниками хорошо известна: «распил» плюс «откат».
4) Так называемые государственные задания, которые вводятся новым законом, представляют собой прекрасное средство для «реструктуризации» бюджетных учреждений: выдал задание – учреждение живёт, не выдал – закрылось. Следовательно, есть все основания ожидать массового закрытия школ, больниц, учреждений культуры, причём не только на селе, но и в городе, где подобное закрытие обычно стимулируется желанием «расчистить» земельный участок для строительства элитного жилья и новых офисов. Какое количество учреждений из общего числа более 350 тыс. будет ликвидировано, точно сказать невозможно. Однако очевидно, что процесс этот ускорится.
5) Ликвидация учреждений приведёт, естественно, к значительной безработице среди интеллигенции и работников бюджетной сферы вообще. Кстати, зарплата многих из них сравнима с пособием по безработице. Поэтому Минфин выиграет мало, а страна потеряет многое.
6) Вследствие всех перечисленных причин закон приведёт к росту социального напряжения в обществе. Поскольку действие закона проявится не сразу, это напряжение вряд ли проявится взрывным образом, как это было после принятия закона о «монетизации», но, скорее, будет накапливаться постепенно, создавая потенциальные и трудно прогнозируемые угрозы.
– Есть все основания полагать, что современная образовательная политика, особенно подушевое финансирование, закрытие сельских школ, безобразие из трёх букв, именуемое ЕГЭ, и закон об АУ, БУ и КУ, приведёт к необратимой деградации российского образования и ухудшению показателей России в международных рейтингах развития человеческого потенциала. Между прочим, в советский период по этим показателям наша страна входила в десятку лидеров; в конце 1990-х занимала 55 место; а в результате 10 лет правления «медведей» переместилась на 71-е. По долголетию – на 124-е. Это ставит под сомнение любые программы модернизации России.
– Как известно, от учителя и врача всегда ждут чуда. А когда оно случаются, этого обычно не замечают. Как действующий профессор хочу пожелать моим товарищам по педагогическому труду, чтобы чудо в их работе встречалось как можно чаще и чтобы его всегда замечали и ученики, и государственная власть! А ребятам накануне 1 сентября хочется сказать: пусть праздничное настроение и надежды Дня знаний не покидают вас весь учебный год! Пусть радость учебного труда многократно превзойдет его тяготы! В добрый путь!
Олег Смолин, заместитель Председателя Комитета по образованию Государственной Думы,
член-корреспондент РАО, Председатель общественного движения «Образование – для всех»