20 января 2011 г. в Российской академии музыки имени Гнесиных состоялось совместное заседание коллегий Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации на тему «Вопросы образования в сфере культуры и искусства в свете Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г.».
В заседании приняли участие депутат ГД О.Н. Смолин, министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев, заместитель министра образования и науки И.В. Лобанов, директор Департамента науки и образования Минкультуры России О.П. Неретин, преподаватели творческих вузов, деятели культуры и искусства.
Речь шла о внесении изменений и дополнений в законопроект «Об образовании в Российской Федерации» (http://zakonoproekt2011.ru/edu/01-12-2010), общественное обсуждение которого в режиме он-лайн будет продолжаться до 1 февраля 2011 г.
О. Смолин выступил на заседании с конкретными предложениями, касающимися государственной поддержки учреждений культуры. Ранее на заседании Комиссии по подготовке закона «Об образовании» под председательством советника президента Российской Федерации В. Яковлева была высказана идея об отмене классификации вузов. В нынешней редакции законопроекта содержится положение о разделении всех вузов на колледжи, институты и университеты и о переименовании академий. По словам И.В. Лобанова, «было предложение перейти к одному виду образовательных учреждений высшего профессионального образования — высшим учебным заведениям, с возможностью сохранения и использования вузами их старых названий, — сообщил И.В.Лобанов. — Это решило бы многие проблемы, в том числе психологические. Если консерватория — будет консерватория, если школа-студия МХАТ — значит, школа». Он добавил, что музыкальные консерватории, военные училища, школы-студии, как, например, при МХТ под руководством Табакова, должны сохранить свой статус.
В соответствии с законопроектом, от того, как будут называться учебные заведения, зависит их финансирование, наличие всех уровней образования, аспирантуры и ученых советов. Предполагается, что институты наукой почти заниматься не будут. Она останется лишь в университетах. Причем, особенно — в федеральных или национальных исследовательских. Что для творческих вузов вообще неприемлемо. По словам О.П. Неретина, «показатели госаккредитации не учитывают специфику творческих учебных заведений. В виде исключения Московская консерватория получила статус университета, а Санкт-Петербургская — статус академии».
«Большое спасибо за то, что по 18 специальностям освободили нас от болонского процесса. Но у нас есть и другие специальности, которые надо сохранить. Нам нельзя уподобляться странам, где исчезла театральная и художественная школы», — сказал А.А. Авдеев.
Особое внимание участники заседания уделили статусу музыкальных и хореографических учебных заведений, а также школ искусств, особое положение которых в законопроекте не прописано. «Я часто езжу по регионам и наблюдаю за деятельностью ДШИ. Если их не реформировать, этот пласт просто рухнет!», — сказал А.А. Авдеев. По его словам, сегодня из заведения, где ребенок семь лет учится играть на скрипке, школа превращается в кружок по интересам, где он полтора-два года слегка повышает свой эстетический уровень.
На сегодняшний день, как сообщил О.П. Неретин, в России насчитывается более 54 тыс. музыкальных школ, в которых занимается около 1,4 млн. или 9% всех российских детей школьного возраста. Из них около 15% идут затем в профильные музыкальные учебные заведения. По его сведениям, средняя зарплата педагога в музыкальной школе составляет 5 тыс. 670 рублей в месяц. Дефицит педагогов составляет в среднем две вакансии на школу. На оборудование выделяется 39 тыс. рублей в год, при том, что покупка одного качественного музыкального инструмента обходится ДШИ гораздо дороже.
Законопроект закрепляет за детскими школами искусств статус учреждений дополнительного образования. Теперь они смогут преподавать по особым стандартам и выдавать свои аттестаты. Законопроект предполагает выделение субвенции местным бюджетам на реализацию образовательных программ: заработную плату преподавателям, покупку учебных пособий и техники. Эта серьезная мера господдержки позволит повысить качество обучения в пяти с половиной тысячах детских школ искусств. «В первую очередь, изменится социальная защищенность преподавателей, потому что у них нагрузка куда больше, чем в обычных школах, а работы куда больше, чем у учителей в школе. Учитель школы имеет стандартную нагрузку 18 часов в неделю. В детской школе искусств надо дать такую же нагрузку. Кроме того, преподаватель школы искусств сегодня лишен права получать пенсию и одновременно работать. Теперь мы это, наконец, исправим», — сообщил А.А. Авдеев.
Решается вопрос о статусе среднего профессионального учебного заведения в сфере культуры и искусства. За балетными, цирковыми и музыкальными училищами закрепляется статус учреждений интегрированного образования в области искусства. Они получают право учить индивидуально отобранных детей с выдающимися творческими способностями по особым образовательным программам.
Речь в законопроекте также идет о послевузовском образовании в сфере культуры, о творческой аспирантуре. Здесь вводится понятие «ассистентура-стажировка». Это позволит защитить диссертацию и получить право на преподавание на основе не только научных, но и творческих достижений. По словам А.А. Авдеева, сегодня, чтобы защитить диссертацию и получить право преподавать, человек должен заняться научными исследованиями и написать некий труд. А в творческой специальности труд может быть выражен не в виде рукописи, а, например, в виде сценического изображения. Теперь такие вещи тоже будут приравнены к научной работе.
По словам А.А. Авдеева, возможны два пути совершенствования образования в сфере культуры и искусства: доработка законопроекта «Об образовании» или принятие дополнительных нормативных документов, регламентирующих особенности творческого образования.
Решения, принятые на совместной коллегии, будут внесены на рассмотрение правительства и Госдумы.
По материалам сайта министерства культуры РФ