Ратифицирован Договор между РФ и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств


Ратифицирован Договор между РФ и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств

В очередной раз правящий режим поделился частью территорий и рассчитывает заработать деньги, поступившись национальными интересами страны.

Выступая в Государственной Думе официальный представитель президента, зам. министра иностранных дел В. Титов назвал это событие знаковым для развития добрососедских отношений России и Норвегии, сказав, что «заключением договора завершается многолетний спор с Норвегией о принадлежности огромных морских пространств общей площадью около 175 тысяч квадратных километров». Это не дарение, сказал чиновник, это «отказ от претензий на некоторую часть этих пространств ради достижения справедливого и устраивающего обе стороны договора».

Для того, чтобы разобраться, так ли всё гладко и безоблачно, необходимо обратиться к выступлениям представителей оппозиции. Вот каковыми оказались их сомнения и вопросы.

Калашников Л.И., фракция КПРФ. Вся линия разграничения дрейфует к нам на восток и дрейфует к тому же совершенно в правовом смысле необоснованно. Эти уступки, совершенно неоправданные, приводят к тому, что возобновилась дискуссия по Курилам. Дискуссия по Курилам возобновилась ещё и из-за совершенно некорректной ратификации Сан-Францисского договора в Сенате США. Как только мы с ними подписали соглашение по Беринговому морю, на второй день эта, так называемая линия разграничения, для американцев явилась границей. Нас выставили оттуда на второй день. И именно к этому ведёт сегодняшняя линия разграничения.

Очень незаметно прошло голосование в Бундестаге 10 февраля этого года. Так вот правящая ХДС, ХСС и СВДП приняли резолюцию в поддержку провозглашения в Германии 5 августа национальным Днём памяти жертв изгнаний. Как известно, указанная Хартия была принята 5 августа 1950 года в Штутгарте, среди её авторов были и бывшие члены СС. Это тоже подкладка под будущую территориальную ревизию в Европе и пересмотр границ.

Наш президент одним махом решил проблему с Ливией голосованием по нашей резолюции. Точно так же, похоже, было решено поставить точку перед его визитом в Норвегию в затянувшемся почти полувековом споре. Я напомню, и Брежнев там был, в Норвегии, и Ельцин, и Путин туда ездил. И, конечно, они были великолепно проинформированы о том, что нам мешает подписать этот договор.

Но у меня особое волнение, особое смущение вызывает вот эта новая изобретённая перед нашим президентом процедура параллельной ратификации, которую мы сначала опробовали на СНВ, Договоре СНВ-3, теперь мы апробируем это, такую же ратификацию с норвежцами. Это, кроме того, что низводит роль нашего парламента ещё ниже, это фактически показывает, что все решения, которые приняты, будут обязательно нашим парламентом ратифицированы. Это должно быть обидно не только сидящим здесь в зале, это обидно и тем экспертам и рыбакам, представителям Министерства природных ресурсов, которые ко мне постоянно с этим вопросом обращаются.

Теперь, собственно говоря, к тому, что мы потеряли. Вот эта вот карта, которая приложена к договору о ратификации, иллюстрирует мои слова о том, что вся линия дрейфует сюда. Но самое главное: вот здесь находится Шпицберген, о котором мы все говорим, не все это понимают, с кем мы здесь заключали соглашение? Мы не имели права в двухстороннем договоре заключать соглашение между 71 и 84 градусом северной широты, потому что там нет Норвегии. Там есть Шпицберген с ограниченным суверенитетом Норвегии, то есть, правовое обоснование этой линии в центральной и северной части абсолютно отсутствует.

Таким образом, я задаю вопрос: зачем вы это сделали, куда вы торопитесь, куда вы бежите? Мы сначала отказались от границ в полярном секторе, потеряв его, когда подавали вот эту вот заявку, мы на Штокмане с вами ставим крест. Штокман – это месторождение по запасам больше, чем все норвежские месторождения вместе взятые.

Но самое главное – «Свод Федынского«, где ещё больше, вдвое больше, чем на Штокмане, по разведывательным данным. Норвежцы остро нуждались в этом месторождении. Таким образом, они, конечно, будут его разрабатывать. Пусть вместе с нами, пусть оно трансгранично. А Штокман – 400 километров в ледовой зоне, и на нём можно смело ставить крест. «Газпром» своё получит, не получит ничего Россия.

Последнее. Вот мне из музея Мурманского краеведческого передали историческую справку. В 1933 году Сталин и Молотов плывут на пароходе, смотрят – Беренгово море. Что такое Чёрное море? Лоханка. Что такое Балтийское море? Бутылка, а пробка не у нас. Вот здесь море. Здесь окно. Здесь должен быть большой флот. Отсюда мы можем взять за «живое», если потребуется, Америку и Англию… (Микрофон отключён.)

Справка. Переговоры по разграничению континентального шельфа и экономических зон в Баренцевом море начались между Норвегией и СССР еще в 1970 году. СССР настаивал на секторном принципе разграничения (по меридиану от сухопутной границы до Северного полюса). Норвежская сторона считала справедливым раздел по срединной линии, проходящей на равном расстоянии от архипелага Шпицберген на западе и от островов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа на востоке. В результате образовалась спорная, так называемая серая зона площадью примерно 12% Баренцева моря. Запасы нефти в этом районе достигают 1,36 млрд. тонн и газа – 5,87 трлн. кубометров, прогнозируемые ресурсы составляют порядка 10 млрд. тонн условного топлива, потенциал добычи – 20 млн. тонн углеводородов в год.

Ратификацию договора поддержала фракция парламентского большинства «Единая Россия». КПРФ была против, ЛДПР и «Справедливая Россия» воздержались. Основные опасения оппозиции сводились к тому, что соглашение может нанести урон рыбопромышленной отрасли РФ. «Россия теряет более 80 тыс. квадратных километров территорий с огромными биоресурсами и запасами нефти. По оценкам специалистов, только потери от вылова рыбы могут составить более 300 тыс. тонн ежегодно, это более 15 млрд. рублей», – заявляли коммунисты.

В этой связи Госдума приняла решение сопроводить договор специальным заявлением, в котором оговаривается, что ратификация «не должна негативно повлиять на возможности каждой из сторон в области рыболовства». В заявлении также говорится, что ратификация «не отменяет позицию РФ относительно непризнания установленной Норвегией в одностороннем порядке 200-мильной рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена».

Результаты голосования.

temp_anons:
В очередной раз правящий режим поделился частью территорий и рассчитывает заработать деньги, поступившись национальными интересами страны.