Комиссия по вопросам образования и социокультурной деятельности Совета при президенте Российской Федерации по делам инвалидов, рассмотрев и обсудив проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – «законопроект»), в части положений об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – «лица с ОВЗ»), решила:
1. Обратить внимание Министерства образования и науки Российской Федерации и Комиссии по рассмотрению замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», на отсутствие в законопроекте целостного правового регулирования образования лиц с ОВЗ, условий и порядка получения образования лицами с ОВЗ, соответствующих нормам Конвенции ООН о правах инвалидов;
2. Рекомендовать Комиссии по рассмотрению замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», при доработке законопроекта внести в него следующие изменения:
- с учетом действующих правовых норм о социальной защите инвалидов и положений Конвенции ООН о правах инвалидов комплексно урегулировать вопросы образования лиц с ОВЗ, сосредоточив соответствующие нормы в отдельной главе законопроекта;
- установить возможность принятия специальных образовательных стандартов и требований, примерных адаптированных программ для лиц с ОВЗ, а также возможность обучения лиц с ОВЗ по индивидуальным планам реализации образовательных программ;
- предусмотреть положение об осуществлении ранней коррекционной помощи;
- предусмотреть установление повышенных нормативов финансирования образования лиц с ОВЗ с учетом их потребностей в специальных условиях получения образования, в реабилитационных мероприятиях и коррекционной помощи, в том числе в условиях инклюзивного образования;
- сохранить действующую норму о внеконкурсном поступлении детей инвалидов и инвалидов 1 и 2 групп при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста;
- предусмотреть норму о внеконкурсном поступлении инвалидов с детства (инвалидов по слуху) при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста;
- предусмотреть норму о внеконкурсном поступлении инвалидов 1 и 2 групп и инвалидов с детства (инвалидов по слуху) в высшие учебные заведения для обучения по программам магистратуры;
- предусмотреть возможность обеспечения студентов профессиональных и высших учебных заведений – инвалидов 1 и 2 групп и инвалидов с детства бесплатным адаптированным ноутбуком;
- установить право выбора образовательной организации и формы обучения за лицами с ОВЗ и их законными представителями;
- урегулировать последствия несогласия лица с ОВЗ и его законных представителей с заключением психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости изменения варианта обучения лица с ОВЗ и создания специальных условий для его обучения;
- закрепить право лиц с ОВЗ, в частности, слепых, глухих и слепоглухих, получать образование с использованием специальных языков и способов общения, в том числе азбуки Брайля и жестового языка.
3. Рекомендовать Комиссии по доработке законопроекта рассмотреть возможность использования в законопроекте понятий «инклюзивное образование» и «лица с особыми образовательными потребностями» в значениях, принятых в международном праве.
4. Направить настоящее решение:
президенту Российской Федерации;
председателю Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов;
в правительство Российской Федерации;
в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
в министерство образования и науки Российской Федерации;
в Комиссию по рассмотрению замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Председатель комиссии В.Н. Рухледев
Секретарь комиссии С.А. Иванов