Система образования должна быть эгалитарной — обеспечивать равные возможности


Система образования должна быть эгалитарной — обеспечивать равные возможности

Депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин побывал в Воронеже в минувший понедельник. Зал развлекательного центра «Космос», выбранный для встречи с московским гостем, был переполнен людьми, которым небезразлична судьба российского образования. Вместе с ними пришли руководитель Департамента образования, науки и молодёжной политики Олег Мосолов, председатель обкома профсоюзов работников образования Тамара Бирюкова и депутат областной Думы Сергей Рудаков.

Олег Смолин напомнил, что в середине 90-х годов страна пережила революцию, которая сопровождалась множественными катастрофами. Одна из них произошла в образовании. По данным Всемирного банка, в 1970 году в СССР финансирование образования составляло 7% от ВВП. В современной России расходы на образование упали до 3,5%. Сам ВВП не достигает уровня 1990 года. Зарплата начинающего учителя 20 лет назад составляла два прожиточных минимума, сейчас у молодого специалиста, и не только, — ниже одного. Зарплата профессора составляла 500 рублей, как и у депутата Верховного Совета. Сейчас разница в бюджетной зарплате – примерно в семь раз.

– В советский период мы входили в тройку лидеров по качеству образования, – подчеркнул Олег Смолин. – Последние четыре доклада ООН по развитию человека (все – при министре Фурсенко) дают следующую картину – 15-е, 26-е, 41-е, 54-е места. Тем не менее, начальное образование у нас до сих пор остаётся лучшим в мире.

В середине 90-х мировой банк признавал, что уровень естественно-математического образования в стране значительно выше, чем в среднем по организации экономического сотрудничества и развития. В 2007 году социологи провели опрос по той же методике и выяснили: результат стал ниже среднего. Более того, в этом году 32% населения согласились с утверждением, что Солнце – спутник Земли.

Вывод: чем больше мы проводим реформ образования – тем хуже результат.

Я регулярно слежу за рейтингами министров: за последние три года министр образования (я говорил ему об этом) занимает последнее место. А нам бы хотелось, чтобы на первых местах были министры образования, культуры, социального развития и здравоохранения. Те, кто отвечает за создание человеческого потенциала. Тогда бы у нас действительно началась модернизация. Падать в области человеческого потенциала и при этом осуществлять модернизацию – невозможно.

В качестве выхода из создавшегося положения движением «Образование — для всех» при поддержке фракции КПРФ в Госдуме подготовлен и выставлен для общественного обсуждения на сайте smolin.ru альтернативный проект Закона «Об образовании». Чем он отличается от официального?

Положения проектов сопоставляются по 44 позициям. По восьми точки зрения сторон совпадают, по 18 – расходятся до полной противоположности. В остальных содержится то, что волнует образовательное сообщество и что обходит молчанием официальный законопроект.

– Мы предлагаем поднять уровень финансирования образования до семи процентов от ВВП, – начал сравнение Олег Николаевич. – Ни в одной стране, которая осуществляет модернизацию, финансирование образования не опускается ниже семи процентов. Нигде образование не облагают налогом наравне с коммерческим сектором. У нас это называется – равенство субъектов налогообложения. Если государство облагает вузы налогами, то они вынуждены повышать плату за обучение. В Омске один из вузов — крупнейший налогоплательщик центрального округа города.

Нигде нет подушевого финансирования в качестве единственного принципа. В Англии попробовали, увидели, что резко выросло неравенство в образовании, и отказались от него. Там при лейбористах доплачивали школам, которые брали детей из необеспеченных семей.

Система образования должна быть эгалитарной – обеспечивать равные возможности. Силами экономической и политической элит обеспечить модернизацию невозможно. Только та страна войдёт в новую стадию развития цивилизации, которая обеспечит в составе работающего населения более 60% людей с высшим образованием. Пару лет назад у нас было 22%, в США – 31. Мы предлагаем, чтобы не менее 30% финансирования образовательных учреждений шло по смете, независимо от количества учеников или студентов.

По мнению Олега Смолина, в мире есть два пути, расширяющих доступ к образованию: социальное государство или развитая система кредитования образования. В США кредит выдаётся на 30 лет под 0,5 процента годовых. Правительственный проект по этому поводу молчит.

Два года назад группа Смолина передала президенту страны аналитическую записку по образовательному кредитованию, где предложила ввести беспроцентные образовательные субсидии для студентов. Каждый третий студент в России, обучающийся платно, нуждается в таком кредите или субсидии. В результате расходы на образовательное кредитование увеличились аж в 30 раз: с 27 до 800 миллионов рублей вместо необходимых 85 миллиардов. Необходимо, чтобы кредит выдавался не менее чем на 20 лет, чтобы процент был не выше, чем половина ставки рефинансирования Центрального банка России, чтобы человек начинал расплачиваться за кредит тогда, когда его зарплата приблизится к 10 прожиточным минимумам.

– Я не знаю страну, которая бы успешно осуществила модернизацию при нищем учителе, – признался депутат Госдумы. – По данным Росстата, зарплата в образовании, включая профессоров вузов, составила 64% от уровня зарплаты в промышленности. Такого низкого показателя не было никогда. Раньше зарплата директора школы равнялась зарплате первого секретаря райкома. Правительственный проект по поводу зарплаты молчит – нет такой проблемы. Мы считаем, что средняя ставка должна быть выше средней ставки в промышленности: в техникумах – в полтора раза, в вузах – в два раза.

Задал Владимиру Путину вопрос: почему в России разница в финансировании образования в расчете на одного ученика превышает 10 раз по регионам? Право ребёнка на образование не должно зависеть от того, в каком регионе он родился. Он ответил: мы губернаторам деньги дали, а дальше пусть они сами решают – или ремонтировать сараи, или повышать зарплату учителям. Но в 114-й статье Конституции сказано, что федеральное правительство обязано проводить равную социальную политику на территории страны.

В большинстве регионов в 2009-2010 годах зарплату педагогам не повышали. Согласно бюджету, в 2012-2013 годах повышения не планируется. В 2011-м — повышение предусмотрено на 6,5% с 1 июня. В пересчете на год – 3,5%. Ожидаемая инфляция — 7,5%. Ожидаемый рост прожиточного минимума — 12%.

По словам Олега Смолина, несмотря на повышение фонда оплаты труда педагогов с 1 сентября на 30%, зарплата увеличится не у всех. Вместо 45 миллиардов федеральный центр даёт 20, остальное – переложили на субъекты. Даже эти 30% – это неполная индексация за прошедшие годы.

Дальше Олег Смолин сообщил, что в альтернативном законопроекте предлагается узаконить не только академические, но и социальные стипендии. Социальную стипендию для необеспеченного студента установить на уровне прожиточного минимума. Академическую для хорошо успевающего студента оставить на уровне 80% от прожиточного минимума (сейчас – 17%). По его словам, раньше студент учился и подрабатывал, нынче он работает и подучивается.

В постсоветский период в стране закрыто 19 тысяч сельских школ. В этом вопросе депутат поддерживает предложение Владимира Путина – вместо того, чтобы закрывать сельскую школу, надо подумать над тем, как обеспечить в ней доступ к урокам лучших учителей посредством дистанционных технологий, – и предлагает финансирование малокомплектной сельской школы сделать независимым от числа душ. Смолин считает, что реорганизация таких школ, не говоря о закрытии, возможна только с согласия сельского схода.

Переходя к вопросу обязательного ЕГЭ, он подчеркнул, что целесообразней сделать экзамен добровольным. Это мнение поддерживают по опросам 70% людей с высшим образованием.

– Хорошо, что улучшили содержание по математике, ввели в иностранный элементы устного экзамена. То же самое надо сделать по истории и литературе. Литература – это не предмет, это воспитание души. Это самое мощное средство в школе по части нравственного воспитания среди школьных предметов.

В этом году вузы страны переходят на Болонский процесс. Большинство студентов станут учиться на год меньше, чем прежде. По подсчётам Олега Смолина, бакалавр получит на 40% меньше специальных занятий, чем обычный студент раньше. Он считает, что бакалавриат должен вводиться на добровольной основе, что полностью соответствует духу Болонской декларации.

– Мы требуем, чтобы был воссоздан на телевидении образовательный канал в метровом диапазоне. Правительство молчит об этом. Требуем, чтобы государство поддерживало грантами и налоговыми льготами образовательные каналы и те, которые будут вести образовательные программы.

Вы вправе спросить меня как депутата Госдумы о результатах моей работы. На моей фамилии в базе Госдумы – 119 законов и законопроектов. Мы делаем все возможное, но беда в том, что расстановка сил такова: большинство предложений, поддерживаемых большинством же населения, через Госдуму не проходят.

По закону об обязательном ЕГЭ, Госдума четвертого созыва голосовала так: «за» – Единая Россия – 99%, ЛДПР – 91. «Против» – «Справедливая Россия» – 79%, КПРФ – 100%.

По моему законопроекту, который затруднял ликвидацию сельской школы: КПРФ – «за» – 100%, «Справедливая Россия» – 95%, ЛДПР – 77%, «Единая Россия» – один человек. За повышение зарплаты учителям: КПРФ – 93%, «Справедливая Россия» – 29%, «Единая Россия» и ЛДПР – ноль.

Мы предлагали удвоить выплаты за классное руководство: «Единая Россия» и ЛДПР – ноль голосов, КПРФ – 93%, «Справедливая Россия» – 98%.

По поводу закона об автономных учреждениях, который окончательно вступит в действие с июля этого года. По данным «Левада-центра», только семь процентов населения считают, что качество образования улучшится. Ухудшения ждут 54 процента. Остальные ничего о нём не знают. Тем не менее, большинством голосов его принимают.

Отец знаменитого адвоката Анатолия Фёдоровича Кони, Фёдор Алексеевич Кони, 155 лет назад написал: «Не жди, чтобы цвела страна, где царство власти, не рассудка, и где зависит всё от сна и от сварения желудка, где есть закон, чтоб понимать, как он изменчив, а не прочен, и где звездами лечат знать от заслужённых ей пощёчин, где много есть свободных мест для унижения и позора, где вешают на вора крест, а не на крест вздевают вора… где в прихоть барства и чинов даны на жертву поколения, где для затменья умов есть Министерство просвещения».

Заканчивая выступление, Олег Смолин подчеркнул, что оба законопроекта будут обсуждаться осенью и есть время после их изучения принять решение.

Настало время вопросов. Сопредседатель Антикоррупционного совета, депутат Воронежской городской Думы Андрей Померанцев поинтересовался: какую цель преследовало правительство, вступая в Болонский процесс?

– Цели самые благие, по мнению правительства и некоторых ректоров вузов, – ответил Олег Николаевич. – Государство должно предоставить выпускникам хорошую жизнь и свободу выбора, где работать и жить. Для людей с качественным образованием у нас и без того была свобода. В Силиконовой долине одним из трёх языков является русский. Еще в советские время США свою потребность в сильных математиках удовлетворяли за счёт выходцев из СССР. Нынешние бакалавры смогут быть там разве что лаборантами. Болонский процесс можно вводить при европейском уровне зарплаты. Иначе мы будем тратить бюджетные деньги на развитие потенциала у них.

Студентов и аспирантов интересовал вопрос обеспечения и оплаты общежития, службы в армии и сокращения бюджетных мест в аспирантуре.

Олег Николаевич сказал, что в предложенном его группой законопроекте сохраняется ныне действующее положение по оплате общежития. Что сокращение бесплатного обучения в аспирантуре допустить нельзя, потому что ребятам из необеспеченных семей обучение окажется не по карману. Стипендии аспирантам предлагается вывести на тот же уровень, что в СССР, – два прожиточных минимума.

Вопрос предпринимателя из села Хвощеватовка Подгоренского района Игоря Склярова касался закрытия сельской школы за две недели до конца учебного года. В ней учились 29 человек. По его словам, есть люди, которые готовы отремонтировать или построить новую, но администрация села запустила процесс реорганизации. Олег Николаевич сказал, что сообщит об этом факте губернатору Алексею Гордееву.

Руководитель Департамента образования, науки и молодёжной политики Олег Мосолов ответил, что уже общался по этому вопросу с губернатором, с людьми, готовыми вложить средства в строительство нового здания, с родителями, и договорились, что как только начнётся движение средств, вопрос о закрытии школы будет снят.

На вопрос о необходимости распределения молодых специалистов депутат Госдумы ответил, что проблема не в том, что нет распределения, а в том, что не созданы рабочие места и нормальные условия. Чтобы молодым нашлось место в школе, надо поднять пенсию учителям-пенсионерам, чтобы они смогли достойно жить на неё.

На вопрос о финансировании дополнительного образования Олег Смолин ответил, что с 1996 года в России не могут принять специальный закон. Авторы согласились с поправками президента и правительства, но, тем не менее, получили вето. В альтернативном законопроекте прописано, что учреждения дополнительного образования приравниваются к учреждениям основного образования. Это же касается и педагогов.

– Одними усилиями школ всестороннего развития ребёнка не достичь. Это надо понимать, – подчеркнул Олег Николаевич.

Отвечая на вопрос о гарантиях учителям, Олег Николаевич сорвал аплодисменты, заявив, что в альтернативном законопроекте предусмотрены ставки зарплаты выше, чем в промышленности, социальные гарантии и пенсионное обеспечение должно быть, как у госслужащих. Что касается сельских учителей, им должно предоставляться бесплатное жильё с бесплатными же отоплением и освещением.

– Черчилль говорил, что школьные учителя обладают такой властью, о которой премьер-министры могут только мечтать, – сказал, подводя итог встрече, Олег Смолин. – Если российское образовательное сообщество встрепенётся и заставит всех относиться к себе, как положено, думаю, что шансы нашего законопроекта значительно поднимутся. Даже если этого не произойдёт, он уже сыграл свою роль: откладывается принятие законопроекта, ухудшающего положение многих участников образовательного проекта. Уже признали, что некоторые положения нашего проекта будут включены в официальный. Например, по льготам инвалидам при поступлении в вузы. Так давайте будем активней и поможем нашим детям получить достойное образование.

Тамара Гашимова

(Полная версия. В сокращенном виде опубликована в воронежской газете «Коммуна» 9 июня)

temp_anons:
Депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин побывал в Воронеже в минувший понедельник. Зал развлекательного центра «Космос», выбранный для встречи с московским гостем, был переполнен людьми, которым небезразлична судьба российского образования. Вместе с ними пришли руководитель Департамента образования, науки и молодёжной политики Олег Мосолов, председатель обкома профсоюзов работников образования Тамара Бирюкова и депутат областной Думы Сергей Рудаков.