«России нужна новая образовательная политика»


«России нужна новая образовательная политика»

17 сентября в Москве завершил работу Второй конгресс образовательного сообщества, объединивший более тысячи участников, приехавших из самых разных уголков страны. Его организаторами стали Общественное движение «Образование – для всех» и Компартия РФ при поддержке многочисленных образовательных организаций, включая Всероссийский фонд «Образование», Московский профсоюз работников народного образования и науки РФ, общественные движения «Альтернатива», «За здоровье российских детей», «Родительская забота» и многих других организаций.

Перед педагогическим сообществом стояла задача обсудить проблемы российского образования, выразить свое мнение по поводу проводимого курса образовательной политики государства, а также рассмотреть альтернативный федеральному закону «Об образовании в РФ» законопроект «О народном образовании», разработанный экспертами Общественного движения «Образование – для всех».

«Мы потеряли государство равных возможностей с обязательным всеобщим средним образованием. Мы обретаем общество, основанное на классовой вражде, которая наверняка приведет к кровопролитию. Спасибо, что собрались здесь для того, чтобы этому помешать», – обратился к участникам Конгресса народный артист РСФСР, художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» Николай Губенко, во второй раз радушно принимавший собравшихся под сводами своего театра.

«России нужна новая образовательная политика, если угодно, новая философия образования, – отметил в своем выступлении заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ и лидер движения «Образование – для всех» Олег Смолин. – Мы считаем, что настоящая, успешная образовательная политика должна базироваться на сочетании лучших отечественных традиций и самых современных технологий.

Мы убеждены, что нам нужно не отказываться, а поддерживать и развивать наши традиции, согласно которым образование – это не часть сферы услуг, это – самая главная часть производства, которая обеспечивает воспроизводство самого себя.

Мы считали и убеждены, что образование, образовательная работа, работа учителя, профессора – это не услуга, это – социальное служение.

Мы считали и убеждены, что нам нужно хранить традиции древних греков и нашей педагогики, потому что целью образования должно быть многостороннее развитие личности человека, а вовсе не воспитание квалифицированного потребителя, как нам не раз говорил министр образования и науки.

Мы считали и убеждены, что выстраивать систему образования, которая обеспечивала бы качественное образование только для богатых и управляющих, неправильно.

Мы считаем, что великие лозунги ЮНЕСКО «Образование – для всех» и «Образование через всю жизнь» остаются актуальными. Для этого мы разработали альтернативный законопроект и гордимся тем, что из него уже позаимствовали положения, включенные в официальный законопроект.

Мы надеемся, что если российское образовательное сообщество по-настоящему потребует, чтобы был принят закон действительно в поддержку образования, поддерживающий каждому право на достойное образование, тогда у нас есть реальный шанс изменить курс образовательной политики и действительно обновить нашу страну».

«Закон власти идет под флагом «образование для рынка», наш – под знаменем «образование для человека», – подчеркнул в своем выступлении заместитель председателя Государственной Думы РФ, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Иван Мельников – Они хотят сделать из образования коммерческую сферу, а мы стремимся к тому, чтобы воспитать поколение людей-созидателей. Они хотят ввести образование для избранных, а наша цель – качественное и достойное образование для всех».

Анализируя тексты правительственного законопроекта и альтернативного «О народном образовании», Олег Смолин отметил, что они по-прежнему очень сильно отличаются:

  • из 76 сравнительных позиций по 10 позициям точки зрения совпадают (это чуть больше 10%);
  • по 24 позициям в альтернативном варианте законопроекта сделана попытка дать ответы на те вопросы, которые правительство скромно обходит молчанием – про деньги и социальные гарантии (ограничить число детей в группах детского сада до 20 человек, отказаться от конкурсного набора в дошкольные образовательные учреждения и школы, запретить закрывать и уплотнять сельские школы, сохранить все льготы учителям, которые в них работают, отказаться от попыток запрета начального профессионального образования, поддерживать детское и взрослое дополнительное образование, наладить обучение лиц с ограниченными возможностями и др.);
  • по 42 позициям авторы обоих текстов имеют принципиально различные точки зрения.

«Речь идет не о новом законе, – подчеркнул Олег Николаевич, – речь идет о новом курсе образовательной политики, выраженном в законе. Если после Первой мировой и Гражданской войн Россию из разрухи вывел НЭП – Новая экономическая политика, то теперь мы предлагаем НОП – Новую образовательную политику».

temp_anons:
17 сентября в Москве завершил работу Второй конгресс образовательного сообщества, объединивший более тысячи участников, приехавших из самых разных уголков страны. Его организаторами стали Общественное движение «Образование – для всех» и Компартия РФ при поддержке многочисленных образовательных организаций, включая Всероссийский фонд «Образование», Московский профсоюз работников народного образования и науки РФ, общественные движения «Альтернатива», «За здоровье российских детей», «Родительская забота» и многих других организаций.