В Москве, в гостинице «Кортъярд Марриотт Москва Центр», по инициативе ЮНИСЕФ и при поддержке правительства Москвы прошла международная конференция по инклюзивному образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья «Инклюзивное образование в России, Центральной и Восточной Европе и странах СНГ: опыт и перспективы развития».
В работе конференции приняли участие эксперты и чиновники из 20 стран региона. В ходе встречи участники представили наиболее успешные примеры внедрения моделей инклюзивного образования детей с инвалидностью, последние исследования в данной области, обсудили шаги, необходимые для дальнейшего развития инклюзивного образования, включая политические, экономические и законодательные меры.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются одной из наиболее уязвимых групп детей и находятся в центре внимания Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по вопросам равного подхода ко всем детям.
«Мы убеждены в необходимости мер, направленных на преодоление предубеждения, стигмы и дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями. Чтобы изменить социальное восприятие и отношение общества к таким детям, необходимы пропаганда, общественная мобилизация, а также изменение в поведении и социальное вмешательство», – отметила в своем выступлении старший советник по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья ЮНИСЕФ Розанжела Берман Билер.
Для изменения ситуации, отмечали в своих выступлениях участники конференции, необходимы как политические реформы, так и изменение отношения общества к этим детям. Инклюзивное образование позволяет детям стать полноценными членами общества. Для его развития необходима всесторонняя поддержка (организационная, методическая, психологическая) как учителей, так и родителей, и самих детей.
Подписав Конвенцию по правам инвалидов в 2008 году, Россия присоединилась к большому числу стран, считающих неприемлемым отчуждение людей с ограниченными возможностями здоровья, лишение их возможности участвовать в социальной и экономической жизни общества.
«Но заявить проще, чем сделать, – отметил представитель ЮНИСЕФ в Российской Федерации Бертран Бейнвель. – Сегодня, сосредотачиваясь на том, чтобы обеспечить доступ к образованию детям с ограниченными возможностями здоровья, обсуждая общие проблемы и рассматривая примеры инновационных проектов и практик, ЮНИСЕФ и его партнеры в регионе и в Западной Европе демонстрируют, что, независимо от уровня ресурсов страны, обеспечивать инклюзию в образовании не только возможно, но и крайне необходимо».
По данным ВОЗ, 2,5% населения 22 стран ЦВЕ/СНГ или 2,6 млн. детей имеют инвалидность. Согласно национальным статистическим данным, таких детей насчитывается 1,5 млн. человек, большинство из них не имеют доступа к образованию. Эти данные серьезно приуменьшают масштабы проблемы, 1,1 млн. детей остаются неучтенными.
Участники конференции призвали лидеров стран региона принять неотложные меры, чтобы положить конец общепринятой практике помещения детей в интернатные учреждения. Приоритетным направлением должна стать профилактика помещения туда детей, что особенно важно для малышей в возрасте до трех лет.
Собравшиеся также призвали к реализации политики, направленной на обеспечение доступа к качественному образованию.
Во втором дне работы конференции принял участие заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин.