В программе «Родительское собрание» на «Эхе Москвы» состоялась дискуссия между членом фракции КПРФ в Государственной Думе Олегом Смолиным и главным редактором радиостанции Алексеем Венедиктовым. Своими впечатлениями от разговора депутат делится с посетителями сайта.
– Характер вопросов, а отчасти накал борьбы не позволили, как ни странно, сказать самое главное. ЕГЭ существует не сам по себе, это элемент системы мёртвого образования.
Нам говорят, что образование – часть сферы услуг, нам говорят, что сама образовательная работа (работа в образовании) – это услуга, а мы считаем, что – служение.
Нам говорят: отношения между учителем и учеником должны быть функциональными, а мы думаем, что личностными.
Нам говорят, по крайне мере министр образования, что надо воспитывать квалифицированного потребителя, а мы полагаем, всё-таки, что творческую личность.
ЕГЭ стремится к тому, чтобы исключить по-максимуму человеческий фактор, т.е. учителя из оценки работы ученика. Но это невозможно, потому что субъективный фактор, человеческий фактор всё равно присутствует в виде тех разработчиков, которые предлагают сплошь и рядом бестолковые тексты для ЕГЭ.
Нам говорят: ЕГЭ обеспечивает абсолютную объективность, но это невозможно по причинам, о которых сказано выше. Если исходить из того, что мы формируем квалифицированного потребителя, ЕГЭ – на месте. Пришёл в магазин, выбрал один товар из нескольких – это, собственно, и есть аналог тестовой системы. Мы полагаем, что всё это понижает интеллектуальный потенциал нации.
Вместо педагогики услуг мы предлагаем педагогику сотрудничества, а вместо педагогики потребления, – творческую педагогику. В этом вся разница. Поэтому мы не принимаем ЕГЭ в его современной форме.
Я удовлетворён результатом состоявшейся дискуссии, но не очень удовлетворён собственной работой. Но, результат оправдывает то, что сделано. (Свыше 70 процентов слушателей «Эха», принявших участие в запущенном в прямом эфире голосовании, высказались за итоговую аттестацию школьников в традиционной форме, а не в форме ЕГЭ – ред.).
Когда мы договаривались об этой встрече, то предлагали поговорить о том, к чему ведёт современная образовательная политика: к модернизации образования или к его деградации? Но нам ограничили тему до рамок ЕГЭ.
По системе образования в целом со Смолиным было бы спорить труднее, и, видимо, поэтому главный редактор «Эха Москвы» ограничил разговор столь узкими рамками. Хотя и без того большинство людей или понимают, или чувствуют, что попытка формализации в образовании приводит к тому, что Олег Николаевич уже назвал «мёртвым образованием».
– Напомню, я вынужден был вызвать на дуэль А. Венедиктова, поскольку почти год не был в образовательных программах «Эха Москвы», хотя мне есть что там сказать. Ну и наконец Алексей Алексеевич утверждал, что на своём канале он меня побьёт и первоначально предлагал перенести дискуссию на Русскую службу новостей. Однако потом в это время сам же оказался занятым и предложил вернуться в эфир своей радиостанции. Ну, что же, победа на чужом поле тем более приятна.
Уже после окончания программы я спросил АлексеяАлексеевича, можно ли рассматривать эту дискуссию как игру на интерес? Могу ли я надеяться, что теперь меня снова начнут приглашать в «Родительское собрание»? Ответ был «да». Более того, он обещал пригласить на дискуссию со мной кого-то из министерства образования и науки и провести её по двум законопроектам: официальному и нашему. Я считаю, что это очень важно.
Слушать эфир программы за 16 октября.