Полной свободы прессы нет нигде, в том числе, в самых свободных государствах. Партийные и государственные газеты зависят от линии учредителя, газеты, находящиеся в собственности у крупного бизнеса, – от воли владельцев.
Но особенность России заключается в том, что у нас административная петля соединилась с экономической, причем, «в тех же руках и на тех же шеях», по выражению Марины Тимашевой.
Казалось бы, газета «Коммерсант» – частная. Пиши что хочешь! Однако Алишер Усманов зависим от российского государства, и, соответственно, редакция газеты, которая зависима от него, через него получила от государства удар.
Вспоминаю рассказ Сергея Петровича Капицы о том, как еще в конце советского периода, он общался с британскими парламентариями. Те говорили ему примерно следующее: да, журналисты везде находятся на поводке, мы своих тоже так держим, но ваш поводок уж слишком короток!..
Похоже, что российская власть решила еще более «укоротить поводок».
И последнее. Эффективность этих мер сейчас, как никогда низка. Благодаря интернету, информация все равно становится доступной и быстро распространяется, по крайней мере, среди активной части населения.
Мой прогноз: вреда для власти от увольнения журналистов «Коммерсанта» будет больше, чем пользы.