Этот документ получен из неофициальных источников, но, по утверждению очевидцев, на избирательных участках им руководствовались в массовом порядке.
Отдельные методы работы участковых избирательных комиссий с наблюдателями, представителями средств массовой информации в день голосования
1. Отстранение от работы участковой комиссии, удаление из помещения для голосования иных лиц
1.1. Для отстранения от работы члена участковой комиссии, удаления из помещения для голосования иных лиц необходимо несколько (достаточно двух-трех) жалоб от избирателей, наблюдателей, иных лиц, находящихся в помещении для голосования, на действия отстраняемого или удаляемого. В случае крайней необходимости при отсутствии жалоб от сторонних лиц жалобы могут также подать и члены участковой комиссии. Об отстранении от работы члена комиссии или удалении из помещения для голосования иных лиц участковая комиссия должна принять решение простым большинством голосов. Решение должно быть оформлено отдельным документом с приложением жалоб, заявлений. Все решения об отстранении от работы, удалении вместе с прилагаемыми жалобами передаются с остальными документами участковой комиссией в вышестоящую территориальную комиссию и хранятся не менее одного года с даты официального опубликования результатов выборов.
1.2. В связи с изложенным в пункте 1.1. необходимо обеспечить присутствие в помещении для голосования достаточного количества (не менее двух) лояльных наблюдателей, представителей СМИ или иных лиц, имеющих право находиться в помещении для голосования.
1.3. В целях оперативного рассмотрения вопросов об отстранении от работы комиссии отдельных членов комиссии, удалении из помещения для голосования иных лиц необходимо заранее подготовить бланки жалоб и соответствующих решений участковой комиссии, а также проинструктировать участвующих в этой работе лиц.
1.4. Само по себе присутствие в помещении сотрудников полиции в форме оказывает на потенциальных нарушителей порядка сильное успокаивающее воздействие.
1.5. Хотя законом (часть 15 статьи 75 ФЗ «О выборах депутатов ГД») и предусмотрено, что органы внутренних дел принимают меры по привлечению члена участковой комиссии, отстраненного от участия в работе комиссии, а также удаленных из помещения для голосования лиц к ответственности, последующее привлечение или непривлечение указанных лиц к таковой не влияет на законность решения участковой комиссии об отстранении или удалении.
2. Методы без использования специальных технических средств
2.1. Необходимо внимательно проверять документы наблюдателей и представителей СМИ.
Со стороны избирательных комиссий допускается проявлять обоснованные сомнения в подлинности предъявляемых направлений, редакционных удостоверений. Например, обратить внимание на нечетко проставленную печать, отсутствие внешнего сходства фотографии на удостоверении с его владельцем, усомниться в полномочиях лица, подписавшего направление, удостоверение. Как следствие объективных сомнений в достоверности документов – отказ в допуске в помещение для голосования.
2.2. Определить в помещении для голосования место для наблюдателей, представителей СМИ, по возможности – наиболее удаленное от ящиков для голосования, столов с документацией участковой комиссии, кабин для тайного голосования. Запретить указанным лицам осуществлять свои полномочия вне специально отведенного места. В случае нарушения этого порядка принимать решения об удалении из помещения для голосования.
2.3. Запретить наблюдателям, представителям СМИ проводить фото и видеосъемку документов участковой комиссии, содержащих конфиденциальную информацию: списки избирателей, заявления избирателей, реестры выдачи открепительных удостоверений, голосования вне помещения для голосования. При этом даже съемка этих документов со значительного расстояния также будет являться нарушением. Нарушители этого положения подлежат немедленному удалению из помещения для голосования.
2.4. Запрещается фото и видеосъемка, позволяющие осуществлять контроль за участием избирателя в выборах (раздел «Гласность», стр. 11 Блокнота члена участковой избирательной комиссии). Установить, что фото и видеосъемка избирателей допускается только со спины. Определить в помещении для голосования место для фото и видеосъемки, с которого снимать голосующих избирателей в ином ракурсе, кроме как со спины, невозможно.
Запретить наблюдателям, представителям СМИ осуществлять в помещении для голосования фото и видеосъемку членов участковой комиссии, сотрудников полиции без их согласия. Следует учитывать, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23 Конституции РФ). Нарушители данного правила должны быть немедленно удалены из помещения для голосования. Необходима письменная жалоба от лица, изображение которого было получено без его согласия.
2.5. Провоцировать наблюдателей, представителей СМИ на нарушения законодательства, скандалы, нарушения общественного порядка при помощи лояльных лиц (наблюдателей, избирателей и пр.), находящихся в помещении для голосования. Для подтверждения объективности и беспристрастности участковой комиссии целесообразно принимать решение об удалении всех участников конфликта. В дальнейшем, учитывая что наблюдатель удаляется только с одного конкретного избирательного участка, «свой» наблюдатель может быть направлен на другой избирательный участок, можно поменять наблюдателей участками, направления подготовить заранее.
2.6. При проведении голосования вне помещения для голосования избиратели могут не пожелать впускать к себе в квартиру посторонних лиц, среди которых могут быть наблюдатели и представители средств массовой информации. При этом следует соблюдать пункт 9 статьи 66 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, либо один член комиссии с правом решающего голоса в присутствии не менее двух наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса.
В некоторых случаях возможно наоборот предложить наблюдателям присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования, тем самым удалив их из помещения для голосования.
2.7. Предложить наблюдателям, представителям СМИ поехать на выездную проверку жалобы, информации о нарушении законодательства о выборах, тем самым удалив их из помещения для голосования.
2.8. В случае если наблюдателями поданы жалобы, предложить наблюдателям прибыть в вышестоящую территориальную избирательную комиссию для рассмотрения жалоб, тем самым удалив наблюдателей из помещения для голосования. В ТИК потянуть время.
2.9. Силами сотрудников полиции, охраняющих вход в помещение для голосования, не пускать наблюдателей и представителей СМИ на избирательный участок после его закрытия. Участковая комиссия не должна в этом участвовать.
Вообще, при работе с наблюдателями, представителями СМИ необходимо учитывать, что избирательные комиссии не несут ответственности за действия третьих лиц в отношении указанной категории участников избирательного процесса.
3. Методы с использованием технических средств
3.1. Установить в помещении для голосования мощные осветительные приборы, мешающие проводить фото и видеосъемку.
3.2. Потребовать от наблюдателей, представителей СМИ гарантии безопасности используемой ими аппаратуры (инструкции, сертификаты, РСТ). В случае сомнения в безопасности для окружающих используемой аппаратуры запретить наблюдателям, представителям СМИ ее использовать. В случае несогласия – принять решение об удалении из помещения для голосования.
3.3. Организовать постоянное чаепитие (со спиртными напитками) для наблюдателей, представителей СМИ в другом помещении.
3.4. Для работы с наблюдателями, представителями СМИ необходимо обеспечить избирательные комиссии диктофонами, фото и видеокамерами и определить членов комиссий, ответственных за работу с указанными техническими средствами.
При наличии соответствующих технических средств в участковой комиссии открыто, демонстративно проводить встречную аудиозапись, фото и видеосъемку в отношении наблюдателей, представителей СМИ. Как показывает практика, подобные действия имеют хороший успокаивающий эффект.
Также таким образом возможно получить дополнительные доказательства противоправного поведения наблюдателей, представителей СМИ в помещении для голосования.
3.5. При наличии номеров мобильных телефонов наблюдателей, представителей СМИ (указанных в заявлениях, жалобах, направлениях и т.д.) обеспечить непрерывный поток звонков на эти телефоны.
4. Порядок выдачи копий протоколов участковой комиссии наблюдателям, представителям СМИ
4.1. Возможно умышленно нарушить порядок заверения копий протоколов участковой комиссии.
Так, в соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.
Неуказание любых из перечисленных сведений в копии протокола делает эту копию недостоверной.
Исходя из положений статей 55, 67, 71 ГПК РФ такие копии протокола не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
4.2. Не указывать в реестре выдачи копий протоколов участковой комиссии отдельных наблюдателей, представителей СМИ, иных лиц, кроме «своих». В таком случае при рассмотрении жалобы в вышестоящей избирательной комиссии или в суде можно сослаться на то, что лица, не указанные в реестре, представленные ими вместе с жалобами копии протоколов не получали.
4.3. Заранее сделать заготовки копий протоколов участковой комиссии, заверенные неустановленными лицами от имени руководителей участковой комиссии, содержащие печать, не являющуюся печатью участковой комиссии.
4.4. Выдавать копии протоколов, не заполненных до конца, не имеющих подписей всех членов участковой комиссии, без номера экземпляра протокола, без времени и (или) даты его подписания.