21 марта в Общественной палате РФ состоялось общественное обсуждение проекта Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов и комплекса мер по ее реализации.Организатором обсуждений выступила Комиссия Общественной палаты по развитию образования и Комитет Государственной Думы по образованию.
Решение о проведении общественного обсуждения было принято по итогам заседания Государственного Совета РФ 27 февраля 2012 года, на котором был представлен проект Концепции.
В обсуждении приняли участие: члены Общественной палаты Л. Духанина, Е. Рачевский, С. Волков; депутаты Государственной Думы А. Дегтярев, О. Смолин, И. Роднина; заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО А. Мелик-Башаев; член-корр. РАО А. Абрамов, ректор Московского института открытого образования А. Семенов, а также руководители и педагоги лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования, творческих и технических вузов, представители фондов поддержки одаренных детей, специалисты в области профориентации.
Ознакомиться с текстом проекта Концепции и комплекса мер по её реализации можно на: http://oprf.ru/discussions/newsitem/16874.
В своем выступлении Олег Николаевич Смолин сформулировал три основных тезиса.
1. Всем понятно, что поддержка одаренных детей – это важное направление образовательной и социальной политики, но оно важно только наряду с двумя другими направлениями.
Во-первых, с обеспечением в целом высокого уровня образования. Михайло Ломоносов еще в 18 веке неоднократно повторял: «Если вы хотите выявить некоторое количество одаренных, нужно обеспечить образование для многих и многих миллионов людей».
Во-вторых, нельзя забывать, что необходима специальная отдельная работа с людьми из социальных низов – для обеспечения равных возможностей.
Хочу заметить, что 5 лет назад мы реализовывали национальный проект «Образование», а теперь авторы программы развития образования до 2020 года вынуждены признать, что у нас появились школы-гетто и что 20% российских старшеклассников функционально неграмотны, в смысле грамотности чтения, другими словами, что мы превысили допустимые пределы неравенства возможностей в образовании.
2. В новой концепции, в плане ее мероприятий есть, безусловно, позитивные позиции. Назову только три, но там их намного больше:
1) Создание образовательного просветительского государственного телеканала.
2) Поддержка образовательных программ, выпускаемых другими каналами.
3) Резкое повышение стипендий аспирантам, докторантам и другим, получающим послевузовское образование, до уровня средней заработной платы по региону. Все это прописано в проекте ФЗ «О народном образовании», который был внесен в Государственную Думу 25 января 2012 года, но, к сожалению, получил отрицательное заключение правительства РФ.
3. К сожалению, в предлагаемом документе (Концепции — прим. ред.) есть предложения, которые принципиально концептуально ошибочны и сводятся к попыткам перераспределить существующие ресурсы не, как раньше говорили, «в пользу бедных», а совсем наоборот – в пользу богатых.
Например, я убежден, что неверно распределять ресурсы по результатам ЕГЭ. Это ошибочно дважды.
Во-первых, высокие баллы ЕГЭ далеко не всегда тождественны одаренности. Уважаемый Алексей Львович Семенов с группой ученых проводили ряд исследований и показали, что «стобалльник» ЕГЭ и победитель олимпиад – это принципиально разные типы личности, которые принципиально по-разному ориентированы.
С другой стороны, если ввести поддержку вузов и студентов по результатам ЕГЭ, мы поддержим детей из наиболее обеспеченных семей, поддержим также юристов и экономистов. За счет кого? За счет менее обеспеченных, за счет педагогов, инженеров, агрономов и т.п. Будет ли это способствовать модернизации? У меня крайние сомнения… Действительный смысл этого предложения – перекачать недостающие ресурсы в пользу более богатых вузов.
В Концепции нужно было прямо написать, что она должна реализовываться не за счет перераспределения существующих ресурсов, выделяемых на образование. Она должна предполагать прямое дополнительное финансирование. Концепция нуждается в принципиальной доработке в направлении создания возможностей развития одаренности у детей различных категорий, находящихся в трудной жизненной ситуации. Например, у детей, живущих в малообеспеченных семьях. В предлагаемой Концепции есть лишь одна из этих категорий – люди с ограниченными возможности здоровья. Хорошо, что не забыли, но этого мало. Если эту Концепцию принципиально не доработать, мы сможем реально выявить и поддержать лишь одаренных детей из числа успешных и обеспеченных.
Неравенство возможностей усилится, человеческий потенциал страны расти не будет. Концепция нуждается в серьезной доработке.
Предложения по итогам общественного обсуждения проекта Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в Общественной палате Российской Федерации 21 марта 2012 года
Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования в марте 2011 года проведено общественное интернет-обсуждение проекта Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, а также комплекса мер по ее реализации. 21 марта 2012 года Комиссия по развитию образования Общественной палаты Российской Федерации совместно с Комитетом по образованию Государственной Думы провела общественные слушания с участием более 100 представителей профессионального и научного сообщества отечественного образования. Консолидированное мнение участников слушаний учитывалось при составлении предложений по доработке проекта Концепции.
Участники общественных обсуждений единогласно поддерживают важность и актуальность разработки Концепции, однако отмечают, что текст документа требует внесения существенных корректив и уточнений. Ключевые замечания участников обсуждения следующие.
Представленный документ не в полной мере отражает требования к концепции, как короткому и емкому документу, представляющему профессиональный взгляд системы. Представляется, что концепция должна содержать исходные положения или требования, которые будут положены в основу создания системной работы с одаренными детьми, а именно: всех ли детей следует «пропускать» через эту систему (ведь утверждается, что каждый ребенок талантлив); с какого возраста следует начинать это делать; по каким направлениям осуществлять «выявление и развитие» и т.д. На этих исходных положениях будет базироваться программа действий по созданию системы и мероприятия по ее реализации. Все сформулированные в проекте Концепции позиции должны пройти предварительную экспертизу в научном и профессиональном сообществе.
Участники обсуждения отметили, что в проекте Концепции речь должна идти не только о системе работы с одаренными детьми, но и о системе работы по развитию одаренности детей и молодежи вообще. Однако роль учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования недостаточно учтена в проекте Концепции. Система образования должна быть направлена на пробуждение и развитие творческого потенциала учащихся на основе презумпции всеобщей одаренности. Необходимо создать общедоступное и многообразное пространство свободных проб в разных видах творческой деятельности, в поисках той области, где лежит потенциальная одаренность каждого ребенка.
Мероприятия по «выявлению, развитию и поддержке» должны быть различными по отношению к различным категориям: «талантливым», «одаренным» и «мотивированным» детям и молодежи. Необходимо уделять особое внимание созданию условий для творческого развития социально незащищенных детей, выравниванию возможностей. Для детей с признаками одаренности должны быть создана вариативная и обогащенная образовательная среда, возможности выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Педагоги должны иметь возможность свободного выбора учебников (за рамками утвержденных федеральных перечней) и учебных программ.
Представленные в проекте Концепции понятия «одаренность» и «одаренный ребенок» взяты из Рабочей концепции одаренности (М., 2003), однако при этом не были учтены теоретические и практические следствия. Необходима доработка Концепции с учетом современных научных выводов. Кроме того, в проекте Концепции не уделено внимание научным исследованиям, сопровождающим процесс оформления работы по выявлению и поддержки талантливых детей и молодежи. Необходимо включить в Концепцию специальный подраздел по разворачиванию системы научных разработок и исследований в этой сфере.
В проекте Концепции говорится о совершенствовании конкурсов и олимпиад. Участники обсуждений отметили, что конкурсы и олимпиады не должны быть единственной и преобладающей формой выявления и развития одаренности. Рядом со сферой состязательности, а вернее – прежде нее, необходимо развивать сферу сотрудничества в творчестве, развивать систему мастер-класс-фестивалей, принципом которых является творческое и личностное взаимообогащение всех участников (детей разных возрастов, педагогов и мастеров).
Необходимо расширять участие российских детей и молодежи в международных мероприятиях, организовать и финансировать проведение интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и фестивалей международного уровня в России. Важно, чтобы поддержка одаренных детей и молодежи включала мероприятия по их психологическому и медицинскому сопровождению, особенно для детей, участвующих в конкурсах и состязаниях.
Во всероссийских детских центрах возможно проводить профильное повышение квалификации (специализированные смены) для тренеров и работников детского спорта, художественного творчества, приглашать на такие смены успешных тренеров, деятелей культуры, в том числе зарубежных.
Необходимо поддержать создание специализированного интернет-портала, посредством которого обеспечить доступность информации об одаренных детях (индивидуальные страницы с информацией о достижениях и требуемой поддержке), об успешных педагогах (для обмена опытом), о проведении конкурсов, конференций и олимпиад, предусмотреть возможность открытой общественной и профессиональной экспертизы.
Целесообразно формировать федеральный банк образовательных программ для обучения одаренных детей и молодежи, включать в него образовательные программы, прошедшие экспертизу в профессиональном сообществе.
Следует считать государственным и культурным достоянием (придать соответствующий статус) отдельные художественные и музыкальные училища, предоставить им соответствующую свободу, выделить специальное финансирование деятельности, обеспечить развитие материально-технической базы.
В Концепции мало внимания уделено развитию уже сложившихся системных и целостных условий, направленных на развитие одаренных детей, показавших свою успешность вне специальной нормативной и финансовой поддержки. Следует также включить ранее высказанные и поддержанные сообществом предложения о создании сети президентских лицеев, федерального просветительского телеканала и т.д.
Должен быть проведен анализ действующего законодательства на предмет устранения административных барьеров в организации эффективной работы с одаренными детьми. Нуждается в дальнейшем нормативном обеспечении (например, в части разработки типовых положений) система детского спорта.
Необходимо создать и финансировать вузовские стипендиальные фонды для учреждения именных стипендий одаренным студентам. Следует рассмотреть возможность разработки и внедрения системы материального стимулирования десяти лучших выпускников вузов (по 5-ти показателям: наука, творчество, общественная деятельность, спорт, академическая успеваемость), которые по окончании вуза работают по специальности в своем регионе.
Для успешной адаптации и социализации студентов-первокурсников целесообразно разработать 4-х уровневую систему конкурсных программ (вуз, город, регион, Россия) по направлениям: творчество, программирование, наука, инновационные проекты, спорт, проектная деятельность и т.д. Разработать единое портфолио выпускника вуза.
Необходимо включить в профессиональные стандарты перечень конкретных компетенций, которые должны быть сформированы у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, позволяющих развивать, сопровождать и поддерживать одаренных детей.
Целесообразно сформировать меры по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, проявивших выдающиеся способности в соответствии с выбранной специальностью, в ведущие отечественные научные и научно-образовательные организации, высокотехнологичные компании, учреждения искусства, культуры, спорта и сопровождение их профессионального становления и роста.
Важно привлекать творческую интеллигенцию в систему воспитания и развития детей (предусмотреть для этого специальные возможности).
Кроме того отмечалось, что финансирование работы по выявлению и развитию талантливых детей и молодежи должно осуществляться не за счет перераспределения выделенного бюджета на образование, а за счет дополнительного финансирования.