Вопрос о банкротстве государственных и муниципальных учреждений обсуждался в Государственной Думе дважды. Первый раз в 2006 году, когда принимался Закон об автономных учреждениях, но тогда вопрос затих сам собой в связи с тем, что очень небольшое количество школ, больниц, учреждений культуры перешли в этот статус. В том Законе была возможность выбора: становиться автономным учреждением или нет.
Второй раз вопрос обсуждался в 2010 году, когда принимался действующий ныне Закон № 83 об автономных, бюджетных и казённых учреждениях, или, сокращённо, об АУ, БУ и КУ. Профсоюзы, политическая оппозиция предупреждали, что он грозит, в том числе, массовым банкротством бюджетным учреждениям. Нам отвечали, что мы плохо читали Гражданский Кодекс, и что он банкротства учреждений не предусматривает.
Гражданский Кодекс мы конечно читали. И что он формально банкротства не предусматривает, знаем. Но дело в другом.
Что делать с автономным или бюджетным учреждением, у которого накопились большие долги, а по новому 83-му Закону учредитель не отвечает по долгам бюджетного учреждения. Не несёт так называемой субсидиарной ответственности.
Абсурдность ситуации в современном законодательстве заключается в следующем.
Если вы частный учредитель и создали школу, вы обязаны её финансировать. Если вы государственный или муниципальный учредитель, вы её финансировать не обязаны, а обязаны финансировать только государственное или муниципальное задание. Если вы выдаёте маленькое задание, как будет существовать эта школа или больница никто не знает. И, естественно, возникает вопрос: а что будет происходить, если школа накопила долги или другое учреждение, а учредитель отказывается по ним рассчитываться. И отказывается увеличивать её финансирование. Вот ровно такую ситуацию мы имеем в Перми.
Это первая ласточка, это ещё цветочки. Закон № 83 с 1 июля вступил в полную силу, и я думаю, что таких проблем мы будем иметь ещё очень и очень много.
А сейчас мы будем делать две вещи. Первое, естественно, обращаться в правительство РФ по поводу сложившейся ситуации с предложением вносить предложения в законодательство и законодательно её урегулировать. И второе – настаивать на принятии закона об отмене Федерального Закона № 83. Такой законопроект мною подготовлен и внесён ещё осенью 2010 года. Но большинство Государственной Думы каждый раз отказывается его даже рассматривать, говоря следующее: народ, который в большинстве выступает против закона, а по данным Левада-центра это 54%, поддерживает закон только 7%, не понимает своего счастья. Вот когда он поймёт своё «счастье», тогда будут рассматривать наш законопроект. По-видимому, народ начинает своё «счастье» понимать.
Думаю, что в сентябре среди требований тех, кто будет выходить на акции протеста, обязательно должно быть и требование отмены Закона № 83.