К обсуждению закона об образовании


К обсуждению закона об образовании

Члены Академии профессионального образования с участием широкого круга специалистов и общественности почти два с половиной года активно и систематически участвовали в экспертных оценках всех без исключения версий проекта закона «Об образовании в РФ», направляя их в высшие органы законодательной и исполнительной власти России. При этом мы всегда защищали, прежде всего, систему начального профессионального образования России.

Если в первой версии проекта закона (июнь 2010 г.) не было даже понятия НПО, то в четырех последующих это понятие стало появляться и даже приобретать некие приемлемые для законодательного процесса формы.

Однако и в последней версии проекта закона (03.05.2012 г.) уровень начального профессионального образования отсутствовал под предлогом его перевода в СПО. Тем не менее, усилиями профильных экспертов ТПП РФ, Академии профессионального образования и других специализированных и общественных структур удалось переломить подход авторов законопроекта. А на встрече с экспертами Открытого Правительства (25 июля) и заседании Президиума Правительства РФ (26 июля 2012 г.) уже сам премьер Д.А. Медведев четко потребовал защиты именно уровня НПО в системе профобразования России.

Ниже предлагаются выборки из стенограмм (без купюр) названных заседаний Правительства в части НПО.

Из стенограммы встречи Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева с экспертами «Открытого Правительства» (25.07.2012 г.).

О.Н. Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию:

– Иностранные фирмы говорят, что мы утрачиваем наше основное конкурентное преимущество – высококвалифицированную рабочую силу.

… Начальное профессиональное образование. Это один из самых острых вопросов. Правительственный законопроект предлагает его ликвидировать как особый уровень образования, почти как класс. Между тем, Дмитрий Анатольевич, почти все, кроме разработчиков и министерства, выступают против ликвидации начального профессионального образования как особого уровня. Я лично располагаю письмами от структур «Газпрома», шахт Кузбасса, письмом знаменитого изобретателя автомата Калашникова, на эту же тему высказывался Виктор Антонович Садовничий и многие, многие другие. Эксперты беспокоятся о том, что большинство ребят, которые сейчас учатся в системе ПТУ, получат только профессиональное обучение без всякого образования, и только меньшинство сможет получить среднее профессиональное образование. Общеобразовательный уровень при этом снизится. Мы предлагаем сохранить начальное профессиональное образование, но ввести единую профессиональную организацию, которая могла бы реализовать программы и начального, и среднего профессионального образования.

Д.А. Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации:

– По поводу начального профессионального образования. Я не знаю на самом деле, насколько важной является сама констатация в законе, сохраняется ли начальное профессиональное образование как уровень, но то, что оно должно сохраниться как, собственно, одна из сфер образования, одна из ступеней образования, у меня никаких сомнений не вызывает. В какой законодательной модели это описать? Это, наверное, сделает Правительство и впоследствии законодатели, которые подхватят инициативу Правительства. Оно должно быть по существу.

Из стенограммы заседания Президиума Правительства России (26.07.2012 г.).

Д.А. Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации:

– Законопроектом предлагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров. Теперь рабочим профессиям будут учить в учреждениях среднего профессионального образования, в учебных центрах и на производстве. Вчера во время обсуждения этой темы с «Открытым Правительством» упоминалась тема начального профессионального образования – надо обратить на это внимание. Я сейчас не предлагаю концептуальные изменения вносить, но так или иначе это начальное образование должно в нашей стране быть. Место в законопроекте в этом и реальная роль начального образования могут быть определены в ходе окончательной доработки закона в Государственной Думе. Это расширит возможности и граждан, и, конечно, работодателей, которые заинтересованы в подготовке квалифицированных рабочих.

Д.В. Ливанов, министр образования и науки РФ:

– Законодательство в сфере среднего профессионального образования приводится в соответствие с Конституцией Российской Федерации: среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя как программы подготовки специалистов среднего звена, так и программы подготовки высококвалифицированных рабочих. Сейчас эти программы реализуются на уровне начального профессионального образования. Я хочу обратить внимание, что в статье 43 Конституции единственным уровнем не университетского образования, который установлен, является именно среднее профессиональное образование. Поэтому образовательные программы, которые раньше реализовывались на уровне начального профессионального образования, никуда не уходят, они просто будут реализовываться на уровне среднего профессионального образования. Эта позиция согласована со всеми объединениями работодателей. Она поддерживается бизнесом.

Д.А. Медведев (перебивая Д. Ливанова):

– Я специально об этом сказал не ради того, чтобы там появилась какая-то запись, потому что от записи в нашей жизни почти ничего не меняется, а сказал для того, чтобы сохранить именно начальное профессиональное образование в структуре профессионального образования в целом. Если это идёт внутри среднего, пожалуйста. Лишь бы это было…

Д.В. Ливанов:

– Конечно, именно об этом идет речь.

От редакции.

Теперь нужна четкая расшифровка того, о чем «идет речь».

Если это модель московского профессионального колледжа, кластера Татарстана, техникума в Кузбассе, ресурсного центра в Ижевске, где повсеместно сохранен уровень НПО в СПО, то это реальное сохранение системы подготовки рабочих кадров, которая не исключает, а может дополняться краткосрочной подготовкой рабочих на производстве, в учреждениях профессионального образования в различных многопрофильных центрах квалификации.

При этом слово «уровень» защищает:

•  1000-часовую практическую подготовку обучаемых по рабочей профессии;

•  социальное обеспечение обучаемых (а это 48 млрд. рублей, которые пытается сэкономить государство на незащищенной молодежи);

•  получение соответствующего документа об образовании, а не обучении, которым завершается подготовка по программам.

И наконец, это защита целостной системы формирования подготовки рабочих кадров Российской Федерации.

Таким образом, мы идем от отсутствия в проекте закона понятия НПО в 2010 году к дискуссии с участием Дмитрия Медведева, где и как обозначить и реализовать не только НПО, но и уровень НПО в нашем законодательстве.

Президиум Академии профессионального образования отмечает чрезвычайную важность этих сведений и считает необходимым довести их до руководителей региональных и муниципальных образовательных систем, до всех депутатов различных уровней, а также до лиц, от которых будет зависеть принятие Закона и последующих подзаконных актов.

Журнал «Профессиональное образование. Столица», № 9, 2012 г.
Президиум Академии профессионального образования

temp_anons:
Члены Академии профессионального образования с участием широкого круга специалистов и общественности почти два с половиной года активно и систематически участвовали в экспертных оценках всех без исключения версий проекта закона «Об образовании в РФ», направляя их в высшие органы законодательной и исполнительной власти России. При этом мы всегда защищали, прежде всего, систему начального профессионального образования России.