10 октября в Государственной Думе состоялся круглый стол фракции КПРФ на тему «Образовательная политика глазами родителей: законодательный аспект». Это были не скучные, далёкие от реальной жизни, рассуждения, а, как определили сами участники, – «родительские чтения» с живыми, умными, заинтересованными и глубокими выступлениями Альберта Лиханова (писатель, председатель Российского детского фонда), Клары Мансуровой (председатель общественного движения «Родительская забота»), Олега Смолина и многих других.
«Как-то так получается у нас в России, что, казалось бы, часто хорошие замыслы превращаются в свою противоположность. Ну, например, прекрасная идея отдельной юстиции, ювенальной юстиции для ребенка. Действительно, ребенка нельзя судить по тем же законам, по которым судят взрослого. Но на практике сплошь и рядом это оборачивается тем, что у родителей с невысокими доходами отбирают детей вместо того, чтобы помочь родителям». (Из выступления Олега Смолина).
«У нас есть страшная беда в стране. 280-290 тысяч детей каждый год заболевают туберкулёзом. И мы знаем, что это, прежде всего, дети бедных. Редко употребляют наши руководители это слово «бедность», неудобное слово. А бедность такая гражданская, бедность семейная и бедность детей — это первый признак классового расслоения нашего общества в целом и детского мира в частности». (Из выступления Альберта Лиханова).
«Цель этих родительских чтений, вообще, они у нас сегодня шестые, — объединить родительство, мы должны уметь высказывать свою точку зрения, писать о том, что закон не годится, это нельзя принимать. А родители молчат, и это самое страшное.
Сегодняшние наши чтения посвящены беспримерному подвигу Януша Корчака. Но подвиг он совершил не тогда, когда вместе с детьми шагнул в газовую камеру, этот подвиг совершился им гораздо раньше, когда он, не имеющий своей собственной семьи, удочерил и усыновил двести детей». (Из выступления Клары Мансуровой).
«Я недавно был у одной московской начальницы. Разговор был частный, не хочу пересказывать, и не буду называть публично фамилию. Разговор был такой. Привожу пример принудительного присоединения довольно успешной московской школы к детскому саду. То и другое не очень большое. Спрашиваю: зачем? Не правильнее ли ребят, если уж так нужно что-то делать, из начальных классов при детском саде перевести соответственно в школу, а детский сад заполнить детьми (у нас очереди в детские сады)? Мне отвечают: вы не понимаете, мы должны эффективно управлять имущественными комплексами. Я говорю: а я думал (грешный), что школы и детские сады — это всё-таки дети и педагоги, прежде всего, а имущественные комплексы — в пятую, или в седьмую, или в какую-нибудь ещё очередь». (Из выступления Олега Смолина).
Естественно, накануне первого чтения очень спорного законопроекта об образовании, участники встречи поделились своим мнением в отношении двух представленных проектов будущего закона: официального и альтернативного. Свою поддержку последнему высказали как представители регионов, так и столицы.
Перейти к стенограмме круглого стола.