В России партия власти преднамеренно распространяет информацию о том, будто представители оппозиции не могут решать никаких конкретных вопросов. Более того, многие люди оправдывают своё карьерное вступление в правящую партию именно намерением какие-то конкретные вопросы решать. Между тем, опыт показывает нечто иное.
Две последние недели в октябре мне пришлось много заниматься предотвращением угроз российским инвалидам в следующем, 2013 году. И как ни странно, удалось существенно продвинуться по четырём важным линиям.
Во-первых, в мае 2012 года В. Скворцова, в то время зам. министра здравоохранения и социального развития, отправила в Фонд социального страхования регионы России письмо, в котором разъясняла, что санаторно-курортные путёвки должны выдаваться инвалидам по так называемому основному заболеванию, а основным является заболевание, ставшее причиной инвалидности.
В переводе это значит следующее. Если человек не видит, и болезнь глаз у него неизлечима, то в санатории ему делать нечего. Если у человека нет ноги и вернуть её невозможно, то опять же путёвка ему не положена.
Не буду рассказывать подробности того, как возникла тема основного заболевания, можно об этом посмотреть в статье, которую мы опубликуем на нашем сайте, «Конвенция о правах инвалидов: риски и надежды». Скажу о главном.
Людям стали отказывать в путёвках. Мне пришлось сначала направить запрос на имя министра труда и социальной защиты М. Топилина, а затем, повстречавшись с ним 25 октября, обсудить эту тему.
В итоге мы получили разъяснение зам. министра здравоохранения Т. Яковлевой, в котором утверждается, что письмо В. Скворцовой от 24 мая 2012 года признаётся недействующим и пользоваться надо другим письмом, которое объясняет, что основным является не заболевание, ставшее причиной инвалидности, а то заболевание, которое является наиболее важным для человека в настоящее время. По заключению врача.
Что называется одну головную боль удалось снять. Остаётся теперь, чтобы новое письмо Т. Яковлевой приняли как руководство к действию региональные министерства социальной защиты и здравоохранения и соответственно отделения соцстраха.
Вторая позиция связана с тем, что с 2010 года в России не индексируются затраты, связанные с выпуском литературы для инвалидов по зрению. Между тем, инфляцию никто не остановил и вот в результате встречи с первым заместителем министра финансов Т. Нестеренко нам удалось получить, пусть скромную, 10-процентную индексацию расходов на выпуск литературы для слепых. Это значит, что в следующем году сокращения выпуска этих книг по отношению к Брайлю не будет, а по отношению к говорящей книге мы надеемся даже на некоторый рост, благодаря современным технологиям.
Третья позиция. В бюджете 2013-15 годов, принятом в первом чтении Государственной Думой, планировалось сократить расходы на реабилитационные учреждения для инвалидов примерно на 100 млн. рублей. Сейчас ситуация исправлена и в следующем году эти учреждения, включая центры реабилитации, школы собак-проводников, культурно-спортивно-реабилитационный комплекс ВОС, центр им. Лиходея, получат даже немного больше денег, чем в текущем году. Спасибо за поддержку руководству Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы.
Ну, и наконец, острейшая тема, которая могла привести к потере массы рабочих мест для инвалидов, это тема, связанная с ростом отчислений во внебюджетные фонды, включая пенсионный, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования.
В следующем году отчисления должны составить 27,1%. Понятно, что в результате увеличения нагрузки часть предприятий должна была бы неизбежно закрыться. В своё время на Совете по делам инвалидов при президенте А. Дворкович обещал нам помочь сохранить тарифы на уровне 2012 года. К сожалению, сделать это не удалось. За две недели в конце октября я не только поучаствовал в заседании президентской комиссии по делам инвалидов, не только повстречался с первым замом минфина Т. Нестеренко и министром Топилиным, но и дважды обсуждал эту тему с вице-премьерами А. Дворковичем и О. Голодец. Проблему удалось решить наполовину.
В следующем году предусмотрено увеличение компенсаций за утрачиваемые налоговые льготы на уровне 332 млн. рублей. Надо было бы конечно 600, но, как говорится, половина значительно лучше, чем ничего.
Пользуясь случаем, благодарю всех, кто принял в этом участие.
По предварительной информации, Д. Медведев дал согласие принять Г. Зюганова и О. Смолина, в том числе по проблемам, связанным с инвалидами.