Скорее всего, 14 декабря законопроект будет вынесен на второе чтение. Мне предстоит выступать и обосновывать поправки, а пока некоторые, самые предварительные итоги.
Общая формула была уже предложена мною на брифинге в Парламентском пресс-центре, и смысл её очень простой. По сравнению со вторым чтением законопроект стал лучше, но новый закон, даже по сравнению с действующим, будет, скорее, хуже.
Законопроект стал лучше, поскольку хуже первого чтения представить себе что-либо трудно.
Напомню, перед внесением в Государственную Думу законопроект был дополнительно «зачищен» Минфином, в нём практически не осталось социально-ориентированных положений.
Сейчас, надо отдать должное руководству Комитета, примерно по полутора, может даже, двум десяткам позиций законопроект исправлен. В том числе, из 8 коренных профсоюзных требований принято 4. Частично принято 2, отклонено тоже 2.
Только за последнее заседание, которое состоялось в пятницу, 7 декабря, нам удалось продвинуться вперёд по нескольким позициям и, в частности, были приняты три наших предложения, касающиеся образования инвалидов.
Это введение в законопроект положения по ранней коррекционной помощи. Это положение о праве выбора родителями учебных заведений для своих детей: коррекционных или инклюзивных. И это социальные стипендии и льготы при поступлении в вузы для инвалидов военной травмы и инвалидов с детства.
По нашим оценкам, шагов вперёд по сравнению с действующим законом, в новом законе будет меньше, чем шагов назад.
Шагов вперёд не более десятка, шагов назад, скорее всего, ближе к двадцати.
Напомню, что по новому закону образование будет объявлено государственной услугой. От того, что к слову «услуга», вызывающему раздражение всего образовательного сообщества, прибавлено слово «государственная» мало что меняется. Напомню, в результате принятия нового законопроекта, например, дети-сироты потеряют право на внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения. Педагоги – право на выплату на методическую литературу. Доктора и кандидаты наук – надбавку за учёную степень и т.д.
Ключевая, пожалуй, позиция здесь связана с приватизацией образования. В действующем законе приватизация прямо запрещена пунктом 13 статьи 39. В новом законе такого положения нет, более того, законопроект содержит положение расплывчатого характера, фактически не исключающее приватизацию.
Накануне окончательного принятия законопроекта Комитетом, в средствах массовой информации обсуждалась тема, связанная с религиозным образованием и воспитанием.
На заседании в среду, 5 декабря, Комитет похоже готов был принять наши поправки, связанные с факультативной основой религиозного образования и воспитания в государственной школе, и соответственно поправки, направленные на то, чтобы частные организации не могли бесконтрольно вводить у себя религиозный компонент. Обосновывая это предложение, я напоминал нашим коллегам из РПЦ, что может получиться как у Черномырдина: хотели как лучше, а вышло как всегда. И что вольно или невольно мы можем создать условия для религиозного образования в духе Талибана.
Однако после того как представители правительства и администрации президента поработали с руководством Комитета, 6 декабря эти предложения были отклонены.
Вряд ли произойдёт чудо, и к 14 декабря что-то радикально изменится, должен повторить то, что говорил 8 ноября на Парламентских слушаниях: на наш взгляд, Государственная Дума упустила свой шанс.
Законопроект не обеспечит научно-образовательного прорыва, скорее всего, будет продолжен прежний курс образовательной политики. А это вопрос не только образования, это вопрос стратегического будущего нашей страны.
Понятно, что жить долго на нефтегазовой игле невозможно и требуется качественно новый уровень человеческого потенциала и высоких технологий. Ни того, ни другого новый закон не обеспечит.