В прошедший четверг в Московской академии хореографии во главе с Ольгой Голодец состоялось заседание правительственной комиссии по выявлению и поддержке молодых талантов.
Состав комиссии чрезвычайно интересный. Виктор Садовничий, Ярослав Кузьминов, Любовь Духанина, Игорь Реморенко (зам. министра образования), Наталья Паршикова (зам. министра спорта), Григорий Ивлиев (зам. министра культуры) и целый ряд других известных людей.
Обсуждались меры по реализации Концепции развития одарённости. В основном это были темы, связанные с предоставлением грантов, отбора молодых талантов, участия в олимпиадах и т.д.
Когда дело дошло до меня, я напомнил коллегам, что опыт Советского Союза и Японии в 20 веке, Финляндии и Южной Кореи конца 20-го–начала 21 века однозначно подтверждает: высокий в среднем уровень образования граждан важнее отдельных выдающихся достижений. А потому, не возражая против грантов, отбора, олимпиад и прочего, считаю, что важнее создать творческую атмосферу в образовании для того, чтобы повышался этот уровень. Напомнил и, вольно пересказанную, цитату из Михайло Ломоносова: если мы хотим, чтобы у нас появились светила в науке, надо максимально открыть дорогу к образованию всем.
В этой связи поставил три вопроса.
Первый. Гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением предметов. Кстати, в такой школе, математической, работали мои родители, и берусь утверждать, что те дети не только математику, но и литературу знали значительно выше среднего уровня.
На Общественном совете при Минобрнауке перед Жоресом Алфёровым и мною целый ряд выдающихся наших учёных и педагогов поставил вопрос о том, сохранятся ли эти учебные заведения, поскольку их нет в новом законе.
Игорь Реморенко, зам. министра образования, отвечал нам, что есть в законе статья 82, посвящённая образованию людей с выдающимися способностями, и что вместо этих учебных заведений будут созданы так называемые нетиповые учебные заведения. Но он не смог точно ответить на мой вопрос: сейчас те, кто учатся в школах с углублённым изучением предметов, гимназиях, лицеях, составляют, возможно, до трети всех детей, сколько детей сможет учиться в нетиповых учебных заведениях? Вопрос остался открытым. Я не исключаю, что количество детей, которым будет доступно качественное образование в таких школах, сократится.
Второй вопрос. Влияние тестовой системы на развитие творческих способностей. По этому поводу меня активно поддержал В.А. Садовничий, и была принята рекомендация, чтобы Российская академия образования, в том числе психологический институт во главе с В.В. Рубцовым, специально поизучали этот вопрос. Лично я совершенно убеждён, что единый государственный экзамен губит, по крайней мере, часть способностей, связанных с развитием гуманитарного образования. В старших классах умирает культура художественного чтения.
Мнения были разные, но при поддержке Садовничего мы этот вопрос продвинули.
Третий вопрос, который мы обсуждали ещё на предыдущем заседании комиссии с Ольгой Голодец, и по которому она поддержала Смолина. Это идея постараться всё-таки в рамках школы, дополнительных часов, которые дают новые стандарты, обеспечить более разнообразное и многостороннее развитие личности ребёнка.
Ещё Пифагор считал, что основа развития личности – математика и музыка. Недавно оксфордские учёные переоткрыли то, что открыл Пифагор. Они показали, что музыка крайне полезно сказывается на формировании структур мозга у ребёнка.
Я напомнил, что, скажем, в школе Щетинина существует три равноправных цикла. Учебные предметы, жизнеустройство, т.е. труд, самообслуживание, и искусство.
Ольга Голодец поддержала эту идею, сказала, что они по этому поводу общаются с Валерием Гергиевым для того, чтобы ввести в большем объёме музыкальное образование в школьные программы и обещала на одно из следующих заседаний пригласить наших выдающихся специалистов в области художественного образования, чтобы эту тему продолжить.
В целом, повторю ещё раз, мне представляется, что сводить всё развитие талантов к поддержке только наиболее одарённых и способных, к их искусственному отделению от других детей неправильно. Надо создать максимальному количеству детей условия для развития творческих способностей. Кстати, в этой концепции, в целом во многом неправильной, есть одна замечательная фраза: каждый человек талантлив!