Современное образование выращивает лопат

«http://www.w3.org/TR/html4/loose.dtd»>


Современное образование выращивает Лопат


М. Шевченко: Ну, мы видим, что реформы в образовании, которые проводил Фурсенко и сейчас проводит новый министр, его последователь, породили хаос в системе образования просто невероятный. Хаос, непонимание учителей, оппозицию в учительской среде и в ректорской среде по отношению к этому ко всему.

Вообще, ведь, философия старой системы образования была направлена не на производство винтика для социальной или какой-то индустриальной, или технологической машины, там, инженера или еще кого-то, а на воспитание человека. Вот, советская школа или старая академическая школа, которая в России происходила от германской школы еще, прусской вот этой вот классической школы системы образования, она воспитывала человека. Человека с мировоззрением, взглядами, с идеями как часть общества, как какую-то личность социальную.

Современная система образования вся ориентирована на то, чтобы дать человеку возможность встроиться в тот или иной технологический цикл. И его личностное воспитание при этом, на мой взгляд, не только не приветствуется, оно считается несколько опасным, потому что человек, который много читает книг или там много пытается в истории разбираться… Не по фильмам Голливуда про Александра Македонского или про Юлия Цезаря, а, как бы, реально, да? Вот, допустим, Моммзена даст себе труд прочитать…

Этот человек опасен. И идея опасна для современного структурированного постиндустриального общества, которое, на самом деле, выстраивает людей в такие производственные циклы. Знаете, как в Древнем Риме? Рабам, говорят, не давали имена, а называли, там, Лопата, Кирка, Тарелка, Кастрюля. Вот, современное образование – оно точно так же выращивает Лопат, там не знаю, компьютеры, iPad’ы, генных инженеров, биотехнологов. На каждом своем узком…

Т. Фельгенгауэр: Люди найдут работу.

М. Шевченко: В узком сегменте… Да не это должно быть целью образования. Это фундаментальная революция. Это значит, что люди как свободные личности, которые могут оппонировать давлению или террору со стороны элит… Сегодня элиты хорошие, завтра они плохие. Эти люди просто аннигилируют в этой системе образования, из школы выходят необразованные люди, люди, которые не имеют кругозора, но которые натасканы в каком-то одном сегменте. Поэтому я считаю, что должно быть восстановление, значительное восстановление статуса учителя как педагога и воспитателя.

Сегодня у нас учитель превращается с помощью этих реформ, которые ориентированы, опять-таки, на вхождение России в мировое сообщество, просто в какого-то, знаете ли, куратора изучения какого-то курса знаний, например. А роль учителя как это выражено в классической русской педагогике с XIX века…

Т. Фельгенгауэр: Лицейские преподаватели.

М. Шевченко: Лицейские преподаватели. «Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, заложен им краеугольный пламень, им чистая лампада возжена». Да это сегодня только все делается, чтобы это никто не мог сказать про учителя. Чтобы про учителя могли сказать только «Он неплохо меня натаскал к итоговым тестам», понимаете? Какое там «Воспитал наш пламень»? Это всё, чтобы этот пламень ушел из школы и системы образования, на это направлена вся эта бесчеловечная либеральная образовательная реформа, которая, с одной стороны, может, как бы, приведет к повышению личных доходов определенных людей… Я уверен, что богатые в этой системе и дети богатых будут иметь преимущество по отношению ко всем остальным. Эта система, на самом деле, под видом либеральных реформ приводит даже не социальному, а кастовому расслоению. Детям бедных в 100 раз труднее будет добиться успеха и результата, чем детям богатых в этой системе. Поэтому я не знаю, туалеты там в школах плохие… Мне кажется, школы сами по себе почти уничтожены и изувечены в том виде, как они сегодня находятся в России. И не соответствуют стратегическим национальным задачам, безопасности нашей страны.

Т. Фельгенгауэр: Сегодня Минобразования и Минкульт обсуждали 100 лучших фильмов как дополнительный курс школьный. Вы за или против?

М. Шевченко: Я – за.

Т. Фельгенгауэр: Замечательно. Хорошо. Не зря мы сегодня упомянули какие-то хорошие фильмы. Но они, правда, все зарубежные.

М. Шевченко: Как зарубежные? То есть, там нет «Андрея Рублева»?.. «Андрей Рублев», «Зеркало», «Легенда о Тиле», «Белый Бим, черное ухо».

Т. Фельгенгауэр: Есть.

М. Шевченко: «Легенда о Тиле» тоже есть?

Т. Фельгенгауэр: Нет, «Легенды о Тиле» нет.

М. Шевченко: А вот «Легенду о Тиле» надо бы включить, Владимир Ростиславович. Ну, это просто какой-то абсурд.

Т. Фельгенгауэр: Всё. Наказ господину Мединскому от Максима Шевченко.

М. Шевченко: Да. Все 4 серии причем. Для обязательного просмотра.

Радио «Эхо Москвы», программа «Особое мнение», 17.01.2013


temp_anons:
М. Шевченко: Ну, мы видим, что реформы в образовании, которые проводил Фурсенко и сейчас проводит новый министр, его последователь, породили хаос в системе образования просто невероятный. Хаос, непонимание учителей, оппозицию в учительской среде и в ректорской среде по отношению к этому ко всему.