Будущее высшего образования обсуждено в Омске


Будущее высшего образования обсуждено в Омске

После проведения в Омске 31 января 2013 года большого совещания, посвящённого будущему высшего образования в регионе, в региональных СМИ и интернете появились разные интерпретации того, что на совещании сказал Олег Смолин.

– В этой связи кратко повторяю то, о чём говорил на встрече с земляками.

В последнее время, применительно к высшему образованию, в Омской области обсуждалось пять основных проектов.

Первый – проект большого объединённого университета.

Второй – проект электронного университета.

Третий – кластерный подход.

Четвёртый – создание национальных исследовательских университетов на базе отдельных вузов, в частности Омского государственного технического университета.

Пятый – создание небольшого регионального университета на основе частно-государственного партнёрства для подготовки местной экономической и политической элиты.

Хочу заметить, что проекты со второго по пятый не являются альтернативными. Реально выбор стоит между тем, подвергнут ли омские вузы объединению оргструктур или же будут искать другие варианты развития высшего образования.

Убеждён: если будет приниматься решение об объединении омских вузов, то оно должно приниматься только на добровольной основе. В настоящее время целесообразности такого объединения не вижу по следующим причинам.

Во-первых, в Омске результаты мониторинга для всех государственных вузов положительные. Так что никакой вынужденной необходимости объединять нет.

Во-вторых, в федеральном бюджете на 2013-15 годы предполагается сокращение общих расходов на образование, а расходы на высшее образование будут расти медленнее инфляции. Надеяться, что в таких условиях кто-то даст дополнительные деньги под федеральные университеты нереально.

В-третьих, что касается средств на поддержку национальных исследовательских университетов, на ближайшие 10 лет их статус тоже уже определён и вряд ли будет увеличиваться.

В-четвёртых, международный опыт показывает, что университеты более крупные по масштабам, отнюдь, не обязательно более эффективные. Наоборот, как правило, самые продвинутые вузы имеют средние размеры.

В-пятых, российский опыт объединения там, где оно проводилось на добровольно-принудительной основе, скорее отрицательный. Мне не раз приходилось слышать по поводу новых федеральных университетов высказывания работающих в них преподавателей. Несколько старых вузов разрушили, а нового не создали. Как правило, в первые несколько лет повышается конфликтность в объединённых коллективах, выясняются отношения, а работа вуза, продвижение вперёд почти парализовано.

Поэтому я однозначно высказался в поддержку развития проекта электронного университета на добровольной основе. И привёл в качестве аргументов следующее.

  1. Создание электронных университетов – общемировая тенденция. Электронные технологии – основное направление в технологическом плане развития мирового образования.
  2. При создании электронного университета не придётся ломать существующие структуры. Достаточно будет объединения ресурсов.
  3. Электронный университет – единственное направление, по которому омский регион уже продвинулся. Создана ассоциация, объявлено, что проект патронируется губернатором. Председателем ассоциации является министр образования. На письме губернатора, которое я лично передал Д. Медведеву, появилась надпись: идея электронного университета актуальна. В МЭСИ проведено совещание под руководством О. Голодец по поручению премьера Д. Медведева. Создана межведомственная рабочая группа по разработке проекта, в том числе электронных университетов. Думаю, что эта версия имеет гораздо больше шансов, в том числе получить государственную поддержку, чем версия, связанная с принудительным объединением структур.
  4. Очень важная тема, которая появилась уже после совещания по электронному обучению в Екатеринбурге. Министерство образования и науки собирается выставить в правительство лишь три главных проекта. Это проект подготовки кадров для ВПК; проект реформы педагогического образования и это проект развития электронного обучения. Новых проектов создания федеральных университетов или национальных исследовательских университетов пока нет.

Поскольку во время дискуссии возникла прямая полемика между мною и ректором Омского государственного университета В.И. Струниным, требовавшим принудительного объединения, я позволил себе вспомнить известную притчу о том, как в тёмном лесу Серый волк встретил Красную шапочку и заявил: девочка, у тебя только два варианта – либо слияние, либо поглощение.

Вот если мы так будем реформировать высшее образование, то результат окажется противоположным заявленным целям.

Публикации на данную тему:

В Омской области представили ряд проектов в сфере развития высшего образования.

Медведев одобрил создание электронного университета в Омске.

temp_anons:
После проведения в Омске 31 января 2013 года большого совещания, посвящённого будущему высшего образования в регионе, в региональных СМИ и интернете появились разные интерпретации того, что на совещании сказал Олег Смолин.