Новый очаг противостояния по острой теме хиджаба в школе возник в Татарстане. Прокуратура Нижнекамска потребовала от администрации местной средней школы № 5 навести порядок в школьной форме учениц, которые покрывают головы платками, а также совершают намазы, что не соответствует светскому характеру государственного учебного заведения.
Требования прокуроров уже вызвали возмущение родителей учениц и мусульманских правозащитников. Десять дней, отведенные прокуратурой на исполнение своих требований прошли, а внешний вид учащихся не изменился. Чем закончится эта история, особенно если учесть намерение вернуться к единой школьной форме в стране? Это решение поддержал и президент, а вчера на сайте Минобразования появились рекомендации, какой быть этой форме и рассуждения на тему. С комментариями для «Вестей ФМ» — первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
«Вести ФМ»: Все помнят ставропольскую историю, только страсти утихли, там было принято решение запретить мусульманский платок в школах — и вновь очаг в Татарстане. Как быть? С одной стороны, вроде бы решено, что регион будет сам принимать решение, как будут одеты ученики, с другой стороны, Татарстан населен мусульманами, и они могут сами принять решение, что хиджабу в школе быть. Здесь есть противоречие?
Смолин: Я начну с того, что, имея 20-летний стаж законодательной работы, я не готов однозначно сказать, что хиджаб нарушает светский характер образования в школе.
Не готов, тем более что если вы посмотрите на новый закон об образовании, который вступает в силу с 1 сентября, то отступлений от светского характера образования намного больше.
Например, традиционные конфессии получат право фактически редактировать программы по духовно-нравственной культуре, участвовать в отборе учителей, которые будут преподавать духовно-нравственную культуру и так далее.
А в законопроекте, который сейчас готовится в Думе ко второму чтению, правительство нам предлагает ввести молельные комнаты — не более и не менее. Поэтому являются ли хиджабы в данном случае главным нарушителем светского характера образования, не факт.
Действительно, у нас то, что касается школы, отнесено к компетенции регионов Российской Федерации, а что касается конкретного вида школьной формы — к компетенции даже образовательного учреждения. Поэтому Министерство образования и науки выдало рекомендации, и там действительно содержится предложение исключить мусульманские платки.
Я понимаю, если бы федеральная власть железно настаивала на светском характере образования, это было бы вполне логично. В ситуации, когда одной рукой федеральная власть фактически отходит от светского характера образования, а другой рукой настаивает только на мусульманских платках, естественно, возникают противоречия.
Полностью слушайте в аудиоверсии.