«ЕГЭ не критикует только ленивый. Я присоединюсь к этой критике…», – заявил, выступая на одном из недавних пленарных заседаний парламента, «единоросс» и новый глава Комитета по образованию Вячеслав Никонов. Многие озвученные им оценки и сравнения повторяют то, что уже неоднократно с разных трибун говорил депутат Смолин. Ну, что же, как любит повторять Олег Николаевич, «не важно, какого цвета кот, лишь бы мышей ловил».
Из стенограммы заседания от 11 июня 2013 года:
Никонов В.А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Последние дни одно слово из трёх букв очень часто звучит как ругательство – это слово ЕГЭ. Коррупция, система призванная дебилизировать наше подрастающее поколение, непрозрачность, утечки в Интернет. А давайте посмотрим на эту проблему глазами наших детей, которые сейчас сдают этот единый государственный экзамен. Они готовились, они переживают, они знают, как это сложно. Дебил точно не сдаст единый государственный экзамен. И они точно знают, что они не участвуют ни в каких коррупционных схемах, и они точно знают, что они молодцы, сдавая этот государственный экзамен.
ЕГЭ не критикует только ленивый. Я присоединюсь к этой критике. Но надо назвать хотя бы два фактора, за что ЕГЭ можно похвалить. Первое, он действительно даёт шанс нашим талантливым молодым детишкам получить очень хорошее образование в тех учебных заведениях, не попав в которые они не смогли бы развить свой талант.
И второе, по последним опросам, 80 процентов наших сограждан, и детей, и их родителей, отдают предпочтение системе ЕГЭ перед предыдущей системой, потому что она более прозрачна.
Конечно, система неидеальна. Назову пять проблем и предложу пять решений.
Первое. Сейчас система ЕГЭ приводит к тому, что в последних классах дети перестают заниматься по тем предметам, по которым не планируют сдавать ЕГЭ. Это можно поправить, вернув в число критериев для приёма в высшие учебные заведения средний балл аттестата, и это мы сделаем. Кроме того, надо учитывать медали, которые, к сожалению, сейчас не учитываются.
Второе. Система ЕГЭ не даёт стимулов детям говорить, их не учат говорить. Если бы Александр Сергеевич Пушкин в лицее сдавал ЕГЭ, то у старика Державина не было никаких шансов его заметить и благословить, сходя в гроб.
Я уверен, надо ввести устный компонент в ЕГЭ по языкам и по литературе. Это надо сделать.
Третье. Нынешняя система ЕГЭ не создаёт стимула учиться писать. Я думаю, многие из нас научились писать тогда, когда писали сочинение и когда готовились к поступлению в вузы, чтобы сдавать сочинение как предмет. Я уверен, нам надо вернуть сочинение, хотя бы в качестве компонента в ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Четвёртое. Много говорят об «утечках» в Интернете. Проблема довольно здорово преувеличена. В Интернете у учителей единицы вариантов правильных на море вариантов фальшивых и сознательно фальшивых, притом, что всего по стране по каждому ЕГЭ разрабатывается пять тысяч вариантов, в последний момент из них отбирается тысяча, и на каждый часовой пояс приходится порядка ста различных вариантов. Поэтому вариант, который «утёк» на Дальнем Востоке, может иметь отношение к какой-то части Дальнего Востока, но не ко всей остальной стране.
Много говорят о том, что эти «утечки» приводят к тому, что на Северном Кавказе какие-то заоблачные результаты единых госэкзаменов.
Есть уже результаты по русскому языку этого года. Количество отличников в республике Чечня, которую подозревают всегда в повышенной коррупционности, в 20 раз меньше, чем в среднем по России. Поэтому надо увеличивать количество вариантов, и проблема будет решена.
Проблема классов и того, что происходит в классах, решается установкой камер. Уже на этих экзаменах (в этом году) в Московской области половина всех классов оснащена камерами. И, конечно, системы глушения телефонной связи локальные, например, существуют в каждой китайской школе, где проходят экзамены. Это всё возможно.
Поэтому, конечно, критикуя ЕГЭ и предлагая улучшения, давайте лучше поздравим тех наших детей, которые сдали этот единый государственный экзамен, и пожелаем, чтобы все их мечты сбывались.
Спасибо.