Дальний Восток – фасад России в Азиатско-Тихоокеанском регионе


Дальний Восток – фасад России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

14 июня в Государственной Думе в рамках «правительственного часа» слушали министра РФ по развитию Дальнего Востока — полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ивановича Ишаева. Предлагаем наиболее интересные фрагменты стенограммы.

Из доклада В. Ишаева:

Азиатско–Тихоокеанский регион в мировой экономике, — это более 60 процентов мирового валового продукта (это высчитывается по-разному, поэтому, где 61 процент, где 64 процента, но это более 60 процентов мирового валового продукта), это более 60 процентов населения земного шара, это 51 процент мировой торговли.

Как сегодня Россия участвует в развитии экономики в этом регионе: если взять общий объём международной торговли, то она составила за 2012 год порядка 860 миллиардов долларов, из них 49 процентов — это товарооборот с Европой и только 24 процента — с АТР; если взять экспортную составляющую, то на экспорт Россия поставила в Европу 53 процента своей продукции и только 17 процентов — в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Дальневосточники работают более напряжённо, чем средний россиянин. Так, выработка валового внутреннего продукта на душу населения где-то на 20 процентов больше, чем в среднем по России, в абсолютных цифрах и доходы, и заработная плата на 20 процентов выше, чем в среднем по России. Но если посмотреть покупательную способность, то мы увидим, что она на 20 процентов ниже, чем среднероссийская: если средний российский пенсионер может приобрести 0,99 процента одного потребительского набора на свою пенсию, то дальневосточник, получая пенсию на 20 процентов больше, — только 0,82 процента потребительского набора.

Работая в более тяжёлых условиях, получая символически более высокую заработную плату, дальневосточники сегодня живут более сложно, в связи с этим серьёзная проблема миграции. Нам приятно, что в прошлом году Дальневосточный федеральный округ прирос: рождаемость составила 13,9 процента при смертности 13,1 процента. Мы на 0,8 процента реально приросли новыми дальневосточниками, потому что у нас рождаемость выше, по России же эти показатели даже чуть-чуть поменьше.

Не раз государство подходило к тому, чтобы составить программу развития Дальнего Востока. Самая удачная программа была, когда создавалась машиностроительная отрасль на Дальнем Востоке, это был 30-й год, и тогда все программы выполнялись на 130 процентов и более.

В 1996 году я докладывал о первой программе развития Дальнего Востока и Забайкалья. На 13 субъектов нам выделялось не более 1 миллиарда рублей — программа выполнялась на 10 процентов. В 2006 году Владимир Владимирович провёл совещание Совета Безопасности, на котором поручил возглавить комиссию по развитию Дальнего Востока председателю правительства, тогда Фрадков был председателем правительства, и мы увидели совершенно другие деньги: вместо 1 миллиарда стали выделять 30, 40, 70 миллиардов.

Китайцы на развитие северо-востока Китая выделяют ежегодно по 500 миллиардов долларов.

Была поставлена задача создать новую государственную программу — уже не только по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, а по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Первый раз это поручение прозвучало в 2009 году, но оно не было выполнено, не было выполнено в 2010-м, в 2011-м и в 2012 году. И когда поняли, что на Дальнем Востоке нужны новые механизмы управления, было создано министерство, и нам было поручено разработать такую программу. Мы её разрабатывали практически за три месяца, представили в правительство, и она была утверждена.

Объём валового продукта должен увеличиться в 2,2 раза, мы должны на 0,2 процента поднять производительность труда, на 0,2 процента повысить долю обрабатывающего сектора, на 0,3 процента больше от уровня по России дать доходов, мы должны увеличить население этого мощного региона на 1,1 миллиона человек.

Уровень заработной платы должен составить к среднероссийской где-то 1,25, то есть мы говорим о том дальневосточном коэффициенте 20-25 процентов, который был, мы должны к нему вернуться.

Если доходность предприятий не будет составлять хотя бы 30 процентов, в то время как на соседних территориях доходность предприятий составляет 50 процентов, то добиться, чтобы Дальний Восток развивался активно, будет очень сложно. С низить нагрузку на бизнес. Сегодня средняя доходность предприятий на Дальнем Востоке составляет 12 процентов, ставки по кредитам в банках не менее 15 процентов — как можно активно развиваться и как можно получить доход в этой ситуации?

Минэкономразвития предлагает убрать налог на прибыль, который раскладывается так: 18 процентов — территориальный налог, 2 процента — федеральный налог. Мы считаем, что необходимо убрать налог на землю, убрать налог на недвижимость, надо посмотреть НДПИ и дифференцировать его, потому что добыча полезных ископаемых в тех территориях, где развитая инфраструктура, и в тех территориях, где неразвитая инфраструктура, — разные вещи.

Если при продаже необработанных ресурсов (и биоресурсов, и лесных ресурсов) рентабельность составляет 30 процентов, а при продаже обработанных — 10 процентов, то при таких условиях мы с вами никогда не заставим человека заниматься глубокой переработкой. Все новейшие технологии должны ввозиться беспошлинно.

Порядка 300 миллиардов рублей бюджеты наших территорий недополучают из-за того, что биоресурсы разворовывают, лицензионные соглашения не выполняются, многие сегменты просто находятся в тени. Мы взяли таможенные данные тех стран, которые покупают у нас биоресурсы, рыбные ресурсы, и наши таможенные пошлины — получается до смешного: у нас покупают на 1 миллиард 600 долларов больше, чем мы продаём. Мы внесли предложение, например, продавать биоресурсы на электронных публичных торгах, чтобы всё было прекрасно видно. Мы сегодня продаём 1 тонну биоресурсов за 1 тысячу 600 долларов, а покупаем такую же тонну — за 2 тысячи 600 долларов, и не факт, что мы не покупаем свою же рыбу.

Несколько цифр, касающихся финансирования госпрограммы. Нужно 10,6 триллиона рублей — это всех напугало. Это деньги не бюджетные, бюджетных денег мы записали пока 3,8 триллиона, на субъекты мы определили 3 процента из них, то есть требуется 3 триллиона рублей, остальное — это привлечённые средства. Эта сумма, 3,8 триллиона, тоже пугает, но если мы выполним программу в тех объёмах и в соответствии с теми индикаторами, которые мы рассчитали и запланировали, российская экономика получит прирост валового продукта 0,3 процента в год, что в результате к 2025 году выразится в 20,6 триллиона рублей дополнительно. М ы подсчитали, если 3,8 триллиона мы вложим, то получим дополнительно от 5 до 9 триллионов рублей доходов в бюджет государства, таким образом, эти проекты окупаемые.

Подписали соглашение с «Газпромом» о совместной работе — на сегодняшний день на территории Дальнего Востока реализуется программ на сумму более 4 триллионов рублей. До 2018 года запланировали программы на сумму около 8 триллионов рублей.

Что мы предусматриваем? В первую очередь опережающее развитие транспортной инфраструктуры, то есть автомобильных и железных дорог. Если говорить про автомобильные дороги по Дальнему Востоку, то по Якутии это дорога «Лена», на север надо обязательно, это дорога «Колыма», мы планируем завершить строительство дороги Чита — Хабаровск (М-58), нужно привести в нормативное состояние дорогу Хабаровск — Владивосток (М-60) с её отводом на порт Находка.

Нужно построить БАМ-2 (по расчётам, 108 миллионов тонн грузов мы должны перевозить), ориентировочная стоимость проекта — 1 триллион 100 миллиардов рублей, но на первом этапе (мы договорились с железной дорогой) мы профинансируем порядка 520 миллиардов рублей, ресурсы уже подсчитаны, их источники определены, и это даст возможность перевозить 50 миллионов тонн. 520 миллиардов, но для бюджета — 260 миллиардов, и это будут заимствованные деньги, а остальные деньги даёт железная дорога из своего инвестиционного фонда. Мы говорим о модернизации Транссиба (в финансирование он у нас не попал, а президентом такая задача поставлена). Мы говорим об обязательном строительстве мостового перехода на Сахалин. Потому что сегодня Россия имеет только два железнодорожных выхода в порты Дальнего Востока — Транссиб и БАМ, а мы хотим иметь третий выход — на Сахалин, там незамерзающие порты. Мы говорим сегодня о Транскорейской железнодорожной магистрали.

Только в газовый комплекс в ближайшие годы будет вложено более 3,3 триллиона рублей, прежде всего это разработка Чаяндинского месторождения, где только трубопровод будет стоить 770 миллиардов рублей. Причём пойдёт совершенно другой газ, который сжигать преступно, он должен идти на нефтехимию, там новая составляющая — гелий. Таким образом, мы сегодня говорим уже не просто о нефтепроводах и газопроводах, не просто о переработке нефти и газа, мы говорим о нефте- и газохимии.

Мы ставим целью развитие портов и аэропортов, создание новых предприятий, совершенно нового класса, — это и космодром, и новый судостроительный завод «Звезда», где можно будет строить суда водоизмещением более 300 тысяч тонн. Напомню, что у нас самый большой корабль имеет водоизмещение 70 тысяч тонн, это «Адмирал Кузнецов», хотя он и до этого не добирает — 60 тысяч тонн, а мы планируем 300 тысяч тонн — это сухой док, совершенно новые технологии в корпусостроении.

Горегляд В.П., заместитель Председателя Счётной палаты Российской Федерации.

Вот примеры из опыта реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»: за 2010-2012 годы Амурской области было выделено 21,8 миллиарда рублей, в том числе 7,9 миллиарда рублей — из федерального бюджета, из них не использовано 2,2 миллиарда рублей, то есть более 10 процентов, выявлено неэффективных расходов на сумму 869 миллионов рублей — почти 4,5 процента, и выявлено нецелевых расходов на сумму 547 миллионов рублей — это 2,8 процента от всей суммы.

В результате того, что Росрыболовство не обеспечило своевременную подготовку проектной документации на объекты капитального строительства, обеспечение программных мероприятий за счёт средств федерального бюджета было снижено в 5,3 раза, но даже и эти средства использовались с многочисленными нарушениями. Это привело к тому, что не построен научно-исследовательский флот, из 36 объектов воспроизводства рыбных ресурсов 27 не введено в эксплуатацию, причалы морских рыбных портов не реконструированы, список этот можно продолжать и далее. Ситуация, сложившаяся с реализацией программных мероприятий, привела к тому, что из пятнадцати целевых индикаторов программы не достигнуто семь.

На строительство объектов саммита АТЭС в 2012 году было выделено 679,3 миллиарда рублей, при этом на 1 сентября 2012 года из 67 объектов было введено в строй 23 объекта, по остальным объектам объём освоения средств составил 75 процентов, ввод в строй этих объектов был перенесён на 1 декабря 2012 года, а ещё 6 объектов — на 2013 год. Не сильно заметно изменилась ситуация и в настоящий момент. ОАО «РусГидро» — эта компания осуществляет строительство двух ГРЭС, в Якутии и на Сахалине, а также ТЭЦ в Благовещенске и в городе Советская Гавань. В конце 2012 года на докапитализацию компании было перечислено 50 миллиардов рублей в счёт оплаты дополнительного выпуска акций, однако до настоящего времени полученные средства не расходовались из-за отсутствия проектной документации.

На Дальнем Востоке положение усугубляется крайней разбалансированностью потенциалов и ключевых активов развития макрорегиона, их ничтожной капитализацией, оттоком населения, отсутствием мотивации для долгосрочного инвестирования. Кроме того, материалы проверок со всей очевидностью свидетельствуют об отсутствии эффективности разовых решений для отдельных проектов и программ. И проблема не решается только модернизацией рабочих мест, формированием региональных и отраслевых кластеров, на что мы часто уповаем, фактически конкурентоспособность региона прямо зависит от конкурентоспособности условий жизни в нём. С нашей точки зрения, эта позиция недостаточно полно отражена в разработанной программе.

24 мая в первом чтении был принят законопроект о специальном налоговом режиме для предприятий, которые создаются на Дальнем Востоке, они получат существенные льготы по уплате налога на прибыль. В сегодняшнем виде такие льготы не выполняют ожидаемой от них стимулирующей функции, но при этом за два с половиной года привели к сокращению доходов бюджета более чем на 1 триллион рублей.

Качкаев П.Р., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Затраты на жилищно-коммунальные услуги в среднем по России составляют 97 рублей на квадратный метр (причём в Ямало-Ненецком автономном округе они гораздо ниже), тогда как в Камчатском крае, в Магаданской области, в Якутии, на Чукотке — от 240 до 320 рублей, то есть выше более чем в два раза.

Ишаев В.И. Ну, если мы с вами говорим о Чукотке, о Камчатке, то сравнивать их с какими-то субъектами в других федеральных округах, которые имеют другую транспортную доступность, — неправильно. Допустим, тариф на воду в среднем по округу составляет 2 рубля 50 копеек, на Чукотке — 40 рублей. Или, например, возьмём электроэнергию: в Якутии, в Хабаровском крае и в других территориях стоимость 1 киловатта тоже доходит до 40 рублей. Почему? Там досрочный завоз топлива, кредитные ресурсы, низкая потребляемость, двойные энергомощности, потому что это локальные системы, и если там сегодня что-то случится, то поддержать их неоткуда. Это крайне, крайне высокие затраты.

Москалькова Т.Н. На программу добровольного переселения соотечественников в Россию выделено 4,6 миллиарда рублей. Переселились 125 тысяч человек в Россию, но на Дальний Восток за эти семь лет прибыли только 8 тысяч 134 человека, что почти в три раза меньше, чем в рядом расположенный Сибирский федеральный округ.

Ишаев В.И. По этой программе за всё время, что она работает, приехали примерно 1 тысяча 900 человек, причём из них работоспособного населения, экономически активного всего 45 процентов.

Штогрин С.И., фракция КПРФ.

Как поддерживается сельское хозяйство из федерального бюджета: Республика Якутия — на животноводство в 2011 году выделено 140 миллионов рублей, в 2013 году — 70; Приморский край — в 2011 году выделено 44 миллиона, сейчас — 9; Хабаровский край — в 2011 году выделено 14 миллионов, сейчас — 9 миллионов рублей.

temp_anons:
14 июня в Государственной Думе в рамках «правительственного часа» слушали министра РФ по развитию Дальнего Востока — полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ивановича Ишаева. Предлагаем наиболее интересные фрагменты стенограммы.