Скандал российского масштаба


Скандал российского масштаба

В Мурманске, в канун Дня учителя многие, наконец, узнали о массовом увольнении руководителей образовательных учреждений (организаций). Это произошло благодаря публикации в газете мурманских коммунистов «Кольский маяк». Предлагаем вашему вниманию статью Светланы Керонен, изучавшей проблему.

Скандал российского масштаба

Две недели я тщетно пыталась достучаться до высоких чиновников от образования. Безрезультатно! Ау, губернатор Марина Ковтун и господин Веллер!

Ваши руководители структур по образованию, смею утверждать, боятся рассказывать людям правду. Для них предпочтительнее, похоже, прятать голову в песок, подобно страусам, и думать, что всё как-нибудь само утрясется.

А иначе, почему эти господа до сих пор публично не объяснили общественности, родителям учащихся школ и воспитанников детсадов, в конце концов, самим ученикам, отчего в Мурманске враз уволены два десятка директоров школ, в том числе спортивных, и заведующих дошкольными учреждениями? А иначе, зачем секретарям этих чиновников от образования, к примеру, надо было ежедневно рассказывать мне, журналисту, что их начальники заняты по самое не могу — ну просто не вылезают из командировок и с совещаний?

Тут ведь так и вспоминается стихотворение Владимира Маяковского о прозаседавшихся: «…В день заседаний на двадцать надо поспеть нам./ Поневоле приходится раздвояться./ До пояса здесь, а остальное там». Когда, действительно, этим высоким боссам исполнять свои основные должностные обязанности и с простым народом общаться?

Правда, если председатель комитета по образованию администрации Мурманска Василий Андрианов и по жизни, как утверждают, не орел, то региональный министр образования и науки Наталья Карпенко, помню, раньше стремилась избегать сомнительных ситуаций, особенно в отношении прессы. И хотя после моих многочисленных звонков она все же нашла время в своём плотном графике, позвонила и пообещала разъяснить, что происходит в Мурманске, даже выразив обеспокоенность сложившейся ситуацией, но на связь потом так и не вышла. Погрязла в совещательных процессах? Или же не осмеливается честно осветить скандальную ситуацию?

Что ж, придётся обойтись без официальных комментариев высокопоставленных чиновников от образования — как бы это ни казалось, мягко говоря, странным.

Итак, многие мурманчане до сего времени не знают, что в столице Заполярья произошел директорский звездопад и что этот звездопад — дело рук руководителей Мурманска. В настоящее время, по неофициальной информации, уволены более двадцати руководителей школ, спортивных и дошкольных учреждений. Можно сказать, мурманская мэрия произвела массовую «зачистку» директорского корпуса, что вообще-то тянет на грандиозный скандал российского масштаба.

Человек в этом мире — ничто?

Лишь несколько коллективов школ и родительских советов не побоялись открыто встать на защиту своих руководителей. Понятно, что сегодня в Мурманске напряжёнка с неплохо оплачиваемой работой, к которой, в частности, сейчас относится работа учителя. И всё же, как оценить тот факт, что затаились, молчат те, кто учит будущее страны — наших детей и должен сеять разумное, доброе, вечное? Как долго они будут немыми? Пока их самих не коснется беда?

В городской комитет по образованию было направлено обращение коллектива гимназии № 6:

«Мы, коллектив МБОУ г. Мурманска гимназия № 6, обращаемся к вам в связи с ситуацией, создавшейся в нашем учреждении. Для всех нас стала неприятной неожиданностью новость о том, что с нашим директором, Письменной Валентиной Михайловной, не заключен трудовой договор на новый учебный год. Безусловно, мы не в праве обсуждать ваши решения, но всё-таки причина её увольнения никому из нас не ясна, что не может не вызывать озабоченности, беспокойства и даже кривотолков.

Дело в том, что за 25 лет пребывания на посту директора Валентина Михайловна смогла не только построить наш общий дом — гимназию, где для учащихся, их родителей, всего коллектива созданы комфортные условия дляобучения, педагогического совершенствования, но и объединить человеческим теплом, заботой и участием всех членов нашей семьи.

Не будем перечислять все заслуги, регалии нашей Валентины Михайловны, потому что вы о них и так прекрасно знаете. Именно поэтому всё происходящее не находит в нашем понимании здравого объяснения. Неужели эта ситуация доказывает, что человек в этом мире — ничто? Неужели во время всеобщей демократизации и свободы слова мы не имеем права на отстаивание того, что нам близко и дорого?

Не оставляет нас в покое также и мысль о том, что подобным «уходом» Валентины Михайловны задета честь и достоинство всего коллектива, жизнь которого на сегодняшний день просто немыслима без нашего директора.

Мы, безусловно, понимаем, что время не стоит на месте, модернизация образования требует вливания новых современных кадров, но всё-таки обращаемся с огромной просьбой дать Человеку достойно закончить свой благородный трудовой путь, оставив Валентину Михайловну на посту директора гимназии ещё год (или хотя бы до конца 2013 года). Очень надеемся на ваше понимание и поддержку».

Когда Учитель становится не нужен

В ходе разговора с Валентиной Письменной, теперь уже бывшим директором гимназии № 6, мне вспомнились строки из рассказа Юрия Яковлева: «Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и — поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе, и если высунуться из окна, то долго ещё будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрёт железный стук колёс, а он всё будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица…».

Нет, ни Валентина Михайловна, ни её коллеги по несчастью сегодня не производят впечатления людей, сломленных, раздавленных несправедливостью. Все они — сильные люди. Хотя чувствуется, что очень переживают из-за случившегося.

Валентина Письменная рассказывает: «Одновременно уволены почти двадцать директоров — без причины и мотива. Все уволены по одной и той жестатье — 278-й пункт 2 Трудового кодекса. Шок! Ни в каких СМИ это до сих пор не освещено.

В июне, перед моим отпуском, меня вызвал Андрианов (председатель комитета по образованию администрации Мурманска. — Авт.). Ничего необычного в этом я не увидела. Спокойно пришла, а он говорит: «Вы у нас все законы знаете. Вы работаете хорошо, у меня претензий к вам нет, но мы заключать договор с вами не будем…». И потом несколько раз еще повторил: дескать, это только его решение. А он всего-то несколько месяцев до того возглавил комитет, поэтому ясно, что это далеко не его решение.

Примерно такой разговор, как выяснилось позднее, был у него и с каждым из уволенных директоров. Мы же все общаемся, созваниваемся. Единственно, что у всех директоров была разная реакция на сообщение Андрианова. Я выслушала и ушла. Конечно, я не пионерского возраста, но всё равно для меня это был шок: когда так говорят и не объясняют причину увольнения.

Потом выяснилось, что подобным образом прямо перед отпусками «предупредили» девятерых директоров. И всех в основном заменили директорами из других школ, которые не были должным образом подготовлены. Причём новых директоров аттестовали потом в срочном порядке. В школе № 50, к примеру, директором стал 27-летний учитель, который, естественно, не подготовлен к этой работе, не прошёл все карьерные ступени школы. Да и дела мы, уволенные директора, никому не передавали…

Трудовую книжку мне выдали 29 августа. Нам всем выплатили заработную плату за три месяца и компенсацию за неиспользованный отпуск. Даже деньги на это нашлись…

Зачем нужна была такая спешка? Ведь могли хотя бы за полгода предупредить об увольнении. Мы все проработали много лет в школах, все — с большим стажем, опытом. Мы не заслужили, чтобы нам так в лоб говорили: увольняем вас и объяснять ничего не будем! А самое страшное — поступать так безнравственно!

Я даже не сдержалась и сказала Андрианову: «Если у человека слабое сердце, он может прямо у вас в кабинете концы отдать». А он отвечает: «У меня у самого слабое сердце…». Потом, правда, выяснилось, что некоторым директорам Андрианов объяснял: их уволили по решению администрации города, а не комитета по образованию.

В общем, одна директор после такого «предупреждения» попала в больницу, другая — чуть под машину не попала, переволновавшись… Сейчас везде пишут, что главное достояние нашей страны — газ. Неправда это! Главное достояние страны — человек. И нельзя так с ним поступать!».

Причину увольнения не объяснили

Инициативная группа родителей школы № 11 направила по электронной почте письмо министру образования и науки Мурманской области Наталье Карпенко. Там значилось: «Обращаемся к вам с просьбой оставить директором бюджетной средней школы № 11 Королеву Наталью Леонидовну.

За проработанные годы Наталья Леонидовна зарекомендовала себя только с лучшей стороны. Это замечательный директор. Она трудолюбивая, выдержанная, добрая, справедливая, талантливая, всю душу отдавала школе. Наталья Леонидовна знает всех учеников и родителей. Она самый лучший директор. Мы, родители, учились в нашей школе, теперь учатся наши дети.

Убедительно просим Вас оставить нашего любимого директора.

Родители и ученики 2Б, 3Б, 4А, 5Б, 9А, 9Б».

Подчеркну, ответа от чиновников ни на первое обращение, ни на второе не последовало. Совещания, видно, занимают львиную долю их рабочего времени.

— 11 июня меня пригласил Андрианов и сразу сказал: «Я хочу вас предупредить, что с вами будет расторгнут договор», — рассказывает Заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, бывший директор школы № 11 Наталья Королева. — Когда я шла к нему, даже ни о чём не догадывалась. Работы в то время очень много было: шли экзамены, мы готовились к новому учебному году. После разговора в комитете по образованию я уехала в отпуск и никому ничего не рассказала. Не хотела свой коллектив огорчать.

Трудно мне пришлось в отпуске: я не отдыхала, сильно переживала, что на здоровье сказывалось. Отпуск был не в радость. Если бы рядом не оказалось дочери, внуков, если бы они меня не поддерживали, не знаю, чем бы все закончилось…

Я и сама бы ушла с работы через год, планировала это. Поэтому попросила Андрианова дать мне возможность поработать еще год — по семейным обстоятельствам. Но он сказал: «Нет!». Я спросила: «Причина — пенсионный возраст?». — «Нет». — «Я не справляюсь с работой?». — «Нет. Ваши все заслуги остаются с вами. Но причину увольнения вам объяснять не обязан…».

Я так надеялась, что начну новый учебный год в школе, но 30 августа мне вручили все документы… Приказ об увольнении был подписан не Андриановым. Я до сих пор не знаю, как объяснили коллективу школы причину замены директора. И от этого становится ещё больнее. Я ведь всю жизнь отдала школе, всегда работала хорошо… За что так со мной обошлись?..».

Правдоподобная версия массовой «зачистки» директоров

Всех вышеназванных руководителей муниципальных учреждений увольняли по статье 278 Трудового кодекса «Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации», пункт 2 которой гласит: «Трудовой договор с руководителем организации прекращается… в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора».

То есть, согласно закону председатель городского комитета по образованию имел право уволить директоров. Но вся-то соль в том, что действовал он подобно слону в посудной лавке. Как отметил 17 сентября на заседании Госдумы депутат от фракции КПРФ Борис Кашин: «Сегодня для власти только полностью зависимые структуры и исполнители имеют право на существование. Чиновникам нравится все делить и пилить самим».

По неофициальной информации, кроме руководителей спортивных школ и детских садов, поначалу планировалось уволить двадцать директоров школ. Причем все они были разного возраста: примерно от пятидесяти до шестидесяти пяти лет. Иными словами, возрастная «фишка» не превалировала в качестве причины увольнения людей. О том, что всё это негативно скажется на работе коллективов учреждений, посеет там смуту, видно, вообще никто не думал.

Когда «секретная» информация просочилась за пределы мэрии, кандидаты на «вынос» бросились искать защиту. Кто-то обратился к влиятельным чиновникам и депутатам, кто-то срочно вступил в ряды партии власти, кто-то вообще наступил на горло собственной совести. В итоге уволенными оказались всего девять директоров школ и гимназий, но зато каких: отличников народного просвещения, Заслуженных учителей, специалистов высшей категории!..

Недавно стало известно, что еще одного (говорят, это не предел!) уважаемого директора школы № 49 прямо в сентябре, в начале учебного года, предупредили об увольнении — также без объяснения причин. Сердце человека не выдержало, и ему пришлось срочно уйти на больничный.

В настоящее время существует только одна правдоподобная версия массовой «зачистки» директоров муниципальных учреждений: мурманская мэрия готовится к выборам 2014 года, в результате чего ликвидируются возможные «нестыковки». Называют даже фамилии авторов предвыборной «многоходовки». Среди них — руководители Мурманска и один из заместителей мэра, «счастливо» избежавший уголовного дела в ходе выборов главы в 2009 году.

Действительно, с большой долей вероятности, 14 сентября 2014 года состоятся выборы депутатов Совета депутатов Мурманска. Согласно действующему Уставу города именно депутаты впоследствии из своих рядов будут выбирать главу столицы Заполярья. Все прежние громогласные заявления нынешнего мэра Веллера (он же — председатель Совета депутатов Мурманска), что он выступает за изменение Устава и проведение прямых всенародных выборов главы муниципального образования, оказались пустышками.

Поэтому на выборах градоначальника ставка, как водится, будет делаться на «правильных», нужных кандидатов для нынешних городских боссов. Ведь терять власть они явно не намерены. Недаром в Мурманске уже в открытую говорят о специальном выборном фонде, куда с 2012 года якобы уже наскладировано более сотни миллионов рублей.

Чтобы на выборах выбрать «правильных», нужных депутатов, нужны «правильные» участковые избирательные комиссии, где будут «правильные» председатели. Даже если члены этих избирательных комиссий что-то сделают неправильно, «правильные» председатели их «поправят». А где обычно располагаются участковые избирательные комиссии и проводятся встречи с избирателями? В школах, детских садах, спортшколах. И тут, естественно, как воздух, необходимы «правильные» руководители учреждений. Которым подконтрольны председатели избиркомов (обычно они из учительской среды). Которые возьмут при необходимости под козырек и не будут мучиться угрызениями совести.

Так что, возможно, операция «Звездопад директоров» еще не закончена. Потому как, по имеющейся информации, практически у всех директоров школ, спортшкол, детских садов и других муниципальных учреждений контракты действительны до 1 октября 2014 года. Иными словами, пролонгация контрактов, похоже, напрямую будет зависеть от результатов выборов…

Однако все течет, все изменяется. Вдруг случится неожиданное, и сегодняшняя «многоходовка» властей Мурманска обернется бумерангом? Не все же мурманчане немые…

Светлана КЕРОНЕН

P.S.: У меня нет задачи очернить нынешних руководителей муниципальных учреждений и их коллективы. Я сама из династии учителей: мама, отличник народного просвещения, к примеру, была директором двух мурманских школ. С детства знаю, как нелёгок труд учителя, директора, завуча. Поэтому, исходя из изложенного, считаю себя вправе перефразировать известное стихотворение Андрея Дементьева:

Не смейте ОБИЖАТЬ учителей!

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей!

Первый секретарь Мурманского горкома КПРФ, депутат Мурманской областной Думы Ольга Панина говорит:

— Смена или увольнение под видом омоложения одномоментно двадцати руководителей в сфере образования перед началом нового учебного года — это нонсенс. Даже трудно осознать такое…

Но самое главное — как всё это осуществлялось. Я знаю многих руководителей из числа «изгнанных». Из беседы с ними узнала, что заранее, то есть хотя бы за полгода до окончания учебного года, руководители комитета образования с ними не вели никаких предварительных разговоров.

Эти уволенные люди посвятили образованию, детям, своим коллективам всю свою жизнь. Многие из них имеют звание Заслуженного учителя Российской Федерации. И, конечно, они заботились о преемственности и готовили себе замену. Так и должно быть, если поступать по-человечески.

На заслуженный отдых, как правило, провожают или отправляют. В данном случае — заслуженных людей цинично отправили.

Я вспоминаю, как в школе, где начинала работать после студенческой скамьи, мы провожали на пенсию нашего завуча, Заслуженного учителя: тепло, красиво и торжественно. Слёз, кроме наших слёз признательности замечательному педагогу, не было. Кроме того, за полгода до окончания учебного года завуч вместе с директором решали вопрос о кандидатуре на пост руководителя с учётом омоложения руководящих кадров, так как в школе работало около двадцати учителей комсомольского возраста. Поэтому поинтересовались и мнением комсомольцев.

Мне выпала честь попасть в число таких кандидатур. И я до сегодняшнего дня благодарна своему наставнику за то, что она скрупулёзно готовила меня к новой ответственной работе. Обмен опытом включал не только профессиональные моменты, касающиеся организации и контроля за осуществлением учебного процесса. Самое главное внимание было сосредоточено на личности каждого учителя, его сильных сторонах, человеческих качествах и особенностях.

Всё это помогло мне в дальнейшем избежать ошибок, которые могла бы допустить по неопытности. На том и стояла советская школа — на уважении к учителю и ученику. Видимо, нынешней власти, законодательно объявившей образование услугой, чужды такие понятия, как уважение к учителю, его любимому делу, которому он посвятил всю свою жизнь. Горько…

По информации пресс-службы Мурманского обкома КПРФ:

На днях состоялся разговор лидера мурманских коммунистов Геннадия Степахно с губернатором Мариной Ковтун. Он касался кризиса власти в ЗАТО Александровск, где часть депутатов-единоросов при содействии военого лобби и администрации Мурманской области пытается протащить на место главы ЗАТО Татьяну Цимбалюк, набравшую в последнем туре голосования 6 из необходимых 14 голосов. Часть здравомыслящих депутатов от правящей партии примкнула к депутатам других фракций и поддерживают, в частности, выдвижение на пост главы директора одной из местных школ Мацюк. Так вот, Ковтун, отвергая предложение оппозиции об этом, ссылается на опасность оголить школы в начале учебного года.

Почему же она молчит о вопиющем в Мурманске, где почти 20 директоров образовательных учреждений (организаций) к началу года неожиданно для их коллективов, родительской общественности, детей были сняты одним махом, — задаются вопросом мурманчане…

Вот уж правда, как писала «Советская Россия» весной этого года, «не везет Заполярью на губернаторов».

temp_anons:
В Мурманске, в канун Дня учителя многие, наконец, узнали о массовом увольнении руководителей образовательных учреждений (организаций). Это произошло благодаря публикации в газете мурманских коммунистов «Кольский маяк». Предлагаем вашему вниманию статью Светланы Керонен, изучавшей проблему.