События в Бирюлёве в очередной раз показали, что Манежная площадь – это не прошлое, а скорее будущее, и что положение в стране, несмотря на откат в политической активности, далеко от стабильности.
Подробный анализ впереди, но напрашиваются следующие очевидные выводы.
Первое. На протяжении многих последних лет власть практически ничего не делала ни для налаживания межнациональных отношений внутри страны, ни для упорядочения нелегальной миграции извне.
Второе. При этом власть очень активно раскручивала национальную карту под названием борьбы с нелегальной иммиграцией во время избирательных кампаний, в особенности во время последних выборов в Москве. Достаточно посмотреть на выступления Сергея Собянина, чтобы убедиться: тема иммиграции была едва ли не главной.
Третье. Такое раскручивание темы, естественно, подогрело остроту национальных отношений и антимигрантские настроения.
Четвёртое. Другие политические партии, которые, правда, не могли, будучи не партиями власти, ничего особенного сделать для упорядочения ситуации, тоже активно участвовали в её нагнетании. На первый взгляд, самое удивительное, что самую жёсткую программу в отношении миграции во время выборов имел Алексей Навальный, который прямо призывал ввести визовый режим со странами СНГ, по крайней мере, неславянскими. При этом команде Навального, видимо, не приходили в голову два очевидных соображения, а именно, во-первых, что добрая половина граждан России имеет родственников в бывшем Союзе, и значит ей тоже пришлось бы оформлять визы для поездок; во-вторых, что в России проблема отношений с гражданами, представляющими российский Северный Кавказ ничуть не менее остра, чем отношения с гражданами из стран Средней Азии.
Пятое. Очевидно, что власть испугалась. Достаточно сравнить жёсткость квалификации действий участников Болотной площади и участников событий в Бирюлёво. В одном случае они квалифицируются как массовые беспорядки, в другом – как хулиганство. В одном случае участникам грозят многолетние реальные сроки, в другом – штрафы.
Это ещё раз говорит о том, что никакой внятной стратегии в области национальной политики у российских властей нет.
Очень хотел бы ошибиться, но в такой ситуации я не думаю, что в ближайшей перспективе этот вопрос станет менее острым. Скорее наоборот. Взрывы, подобные «манежке» и Бирюлёво, могут стать ещё более опасными.