Проблема прав человека появилась на уровне идеологии не тогда, когда ООН приняла соответствующее решение, а значительно раньше. Правильным будет отметить, что изначально появлению идеи прав человека мир обязан либералам.
Первая концепция прав человека, которая появилась в XVII — XVIII веках – концепция либеральная.
Слово «либерализм» происходит от «liberte» – свобода. В центр проблемы прав человека либералы поставили идею политических свобод человека, прежде всего, свобод от ограничивающей деятельности государства. Прошло 400 лет, но актуальность этой проблемы, увы, не исчезла.
Вскоре появляется другое – социалистическое политическое направление, которое полагает, что ограничивать проблему прав человека только свободой от ограничений со стороны государства, только политической областью было бы не правильно. Социалисты рассуждают примерно так. Что такое равное право? Если применять равное право к неравным людям, это вовсе не дает реального, фактического равенства. Одна из самых блестящих формулировок по этому поводу принадлежит А. Франсу – известному французскому писателю, гуманисту и социалисту: «Закон в своей величавой исторической справедливости одинаково запрещает как богатым, так и бедным просить милостыню на улице и воровать хлеб».
В переводе это высказывание не нуждается. Если развивать эту мысль, она заключается в том, что если мы хотим действительного обеспечения прав человека, не достаточно его формального равенства перед законом и других политических прав, нужно, чтобы право было не равным, поскольку в этом случае оно сможет компенсировать неравенство между людьми. Позднее в законодательстве ряда зарубежных стран этот принцип получил специальное название – «позитивная (или положительная) дискриминация». Если хотим, чтобы право было действительно равным, группам, которые в этом праве поражены по ряду причин, в том числе и по своему объективному положению, нужно создать дополнительные гарантии его реализации.
Эти два подхода сохраняются и в настоящее время…. (Интерактив со слушателями Омской школы публичной политики проводит О.Н. Смолин).
По мнению Олега Николаевича, несмотря на экономический рост, в России проблема прав человека, к примеру в сфере образования, стоит достаточно остро. Вот несколько подтверждений.
- Дошкольное образование. Конституция РФ (статья 43) гарантирует каждому право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Между тем, около половины всех учебных заведений этого уровня были в своё время приватизированы, переданы органам государственной власти, налоговым органам и так далее. И сейчас отсутствие необходимого количества мест в детских садах тормозит рождаемость в стране. По Конституции РФ всё дошкольное образование — это не услуга, а общественное благо, которое общедоступно и бесплатно.
- Средняя школа. 15% детей не заканчивают полную среднюю школу. Вместе с тем, независимые эксперты полагают, что этот показатель можно поднимать до 2,3 миллиона человек. Ввиду повсеместного введения ЕГЭ каждый второй ребёнок уже в будущем году рискует вместо аттестата зрелости получить «волчий билет», с которым кроме как на неквалифицированную работу или в армию никуда не пойдёшь.
- Среднее профессиональное образование. По Конституции РФ оно тоже общедоступно и бесплатно. Кто об этом знает? Практически никто, иначе суды были бы завалены обращениями детей, желающих обучаться в средних профессиональных учебных заведениях.
- Высшее профессиональное образование. В последнее время приняты, как минимум, два решения, которые ограничивают доступ к этому уровню образования. С одной стороны, сокращение бюджетного набора. Параллельно вводятся налоги на имущество и на землю. Тем самым этими налогами облагаются, прежде всего, негосударственные учебные заведения. Это означает, что плата за обучение в этих учебных заведениях будет повышаться. Это касается, прежде всего, высшего профессионального образования. Итак, с одной стороны, сокращаем бюджетные учебные места. С другой стороны, повышаем плату за обучение.
- Образование взрослых. Россия осталась чуть ли не единственной европейской страной, где не принят специальный закон по этому поводу.
- Права лиц с ограниченными возможностями здоровья. Мы имеем большое количество нарушений прав этой группы граждан. До сих пор не принят закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, хотя новая версия закона подготовлена рабочей группой под руководством О. Смолина.
Далее на эту тему:
«Права человека в современной России: парадоксы и некоторые проблемы законодательства. Доклад на Международной научной конференции «Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты». Москва, РГБ, 3 июня 2004 год.
Олег Николаевич награждён многими орденами, медалями, почётными знаками и грамотами. Однако из всех наград самой дорогой для него является та, что вручена за защиту прав человека — Почётный знак Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
С каждыми выборами правозащитников в Государственной Думе становится всё меньше, но, слава Богу, там остаётся и самоотверженно трудится Олег Смолин, последовательно защищающий права инвалидов, пенсионеров, работников бюджетной сферы и в целом людей труда.
11 декабря Олег Николаевич примет участие в церемонии награждения Почётным знаком Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации лауреатов 2008 года.