Подводя итоги


Подводя итоги

Наконец-то запущен в работу законопроект о расширении возможностей использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Этот документ имеет длинную историю. Над ним работал Экспертный Совет думского Комитета по образованию (О. Смолин – куратор этого Совета), председатель Совета – научный руководитель Московского экономико-статистического университета Владимир Павлович Тихомиров.

В рамках Совета весь год активно велась работа по разработке проекта закона, расширяющего возможности использования дистанционных технологий и электронного обучения. Все согласования получены, закон запущен в работу и есть надежда, что до конца срока полномочий Думы он будет принят, по крайней мере, в первом чтении.

Секрет успешной образовательной политики заключается в том, чтобы соединить лучшие отечественные традиции с новейшими технологиями. В последнее время мы наблюдаем противоположную тенденцию – лучшие отечественные традиции разрушаются, а внедрение новейших образовательных технологий тормозится. Достаточно сказать: около трёх лет велась работа с правительством для того, чтобы согласовать постановление правительства о трансграничном образовании. И когда, наконец, министр А. Фурсенко подписал этот проект и передал его в правительство А. Жукову, от правительственных юристов пришёл ответ: министерство должно было сделать это в рамках собственных полномочий. Пока юристы дерутся, дело стоит на месте. С каждым годом места России в рейтингах электронного обучения опускаются всё ниже.

По мнению Олега Николаевича, смысл законопроекта предельно простой: «Мы не требуем денег для электронного обучения и дистанционных технологий, иначе правительство этот закон не пропустило бы. Мы предлагаем снять те искусственные, бюрократические ограничения, которые сейчас существуют. Например, когда комиссия министерства проверяла тот же Московский экономико-статистический университет, им поставили в вину тот факт, что они не действовали в соответствии с инструкцией 1932 года, согласно которой личные дела студентов должны находиться не в компьютерах, а должны быть написаны карандашом на картонных карточках».

Предлагаемый Смолиным и Тихомировым законопроект требует, чтобы лицензирование, аккредитация, контроль тех учебных заведений, которые работают в новых технологиях, разрабатывались с учётом этих технологий.

Кроме того, в законе присутствует важное положение, согласно которому, местом, где студент учится, будет признаваться географическое положение головного вуза, где осуществляется обучение по электронным технологиям. Где бы студенты Современной гуманитарной академии ни учились, они получают лекции в телевизионном режиме с участием ведущих профессоров. Так же они получают современные семинары, разработанные в головном вузе, независимо от того, как бы их хотели проводить местные преподаватели.

По некоторым оценкам, если данный законопроект будет принят, если будет подписан приказ министерства, разрешающий развивать трансграничное образование, потенциально наши доходы от экспорта образования за рубеж могут быть сравнимы с доходами от нефти. Сейчас все доходы России от нефти – порядка 60 млрд. долларов, доходы Индии от современного программного продукта – около 40 млрд. долларов, и скоро она по этим доходам сравняется с нашими доходами от нефти.

Олег Смолин: «Мне довелось руководить не только Советом по электронному обучению и информационным технологиям в образовании, но и быть руководителем рабочей группы по этому законопроекту. Первоначальная договорённость была, что будут приглашены депутаты всех фракций. В конце концов, вечером 4 октября звонит мне председатель думского Комитета по образованию Григорий Артёмович Балыхин со словами: я тебя поздравляю, все согласования получены, мы запускаем законопроект в дело. Но… тебе нужно написать заявление, чтобы тебя включили в число авторов. Как?!… Короче говоря, законопроект первоначально пошёл за подписью пяти представителей «Единой России», из которых двое какое-то отношение к законопроекту имели, а именно, сам Балыхин и Сафаралиев. Остальные – нет. Некоторые коллеги по фракции компартии предлагали мне устроить по этому поводу скандал, но мы заинтересованы в продвижении нашего законопроекта. У меня та же позиция, что и по закону об образовании. Да, я чувствую себя слегка обкраденным, но жалею о том, что украли мало. Заявление я написал с ироничным подтекстом, попросил включить меня как куратора Экспертного совета по электронному обучению, в рамках которого был разработан законопроект, и как руководителя рабочей группы по данному законопроекту в число его соавторов».

Что касается альтернативного министерскому законопроекта о народном образовании, то он уже направлен на заключение в правительство, в отличие от официального. Результат ожидаем – заключение будет наверняка отрицательным, значит надо будет ждать появления официального проекта. Как только он будет внесён в Думу, будет внесён и законопроект ОДВ-КПРФ, чтобы они рассматривались вместе.

Читайте по данной теме:

В Госдуму внесен законопроект об «электронном обучении».

ЕГЭ усугубил неравенство возможностей.

temp_anons:
Наконец-то запущен в работу законопроект о расширении возможностей использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.