21 ноября в Москве, в Конгресс-центре «Измайлово» прошла III Всероссийская конференция «Профессиональные кадры России ХХI века: опыт, проблемы, перспективы развития», организованная Комитетом по образованию Государственной Думы РФ при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ.
Специалистами обсуждались вопросы государственной поддержки профессионального образования; инновационных технологий в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров; управления качеством начального, среднего и высшего профессионального образования и другие. С докладом «Образование и кадровая политика» выступил заместитель председателя думского комитета по образованию Олег Смолин.
Современная Россия, как считают эксперты, переживает кадровый кризис на высоких уровнях управления. «Чем измеряется успех или неудачи кадровой политики, наличие или отсутствие кадрового кризиса? – обратился к участникам конференции Олег Смолин. – На мой взгляд, они определяются совпадением или несовпадением заявленных целей с полученными результатами».
Еще в начале 90-х годов российское руководство объявило, что страна должна осуществить прорыв в цивилизации. С тех пор, по оценкам экспертов, по многим показателям Россия, скорее, удалилась от цивилизации, чем к ней приблизилась. В 2003 году перед экономикой была поставлена задача – к 2010 году удвоить валовой внутренний продукт, однако, к заявленному году страна оказалась рекордсменом падения среди стран большой двадцатки в период кризиса. И это, по словам Олега Смолина, признавал ни кто иной, как председатель правительства Владимир Путин, выступая в Государственной Думе во время отчета правительства.
В соответствии с обещаниями предвыборной платформы ведущей партии «Единая Россия», «к 2007 году наша страна должна была стать равноправным членом мирового сообщества». Это означает, что минимально допустимый уровень жизни для всего населения России должен быть в среднем примерно таким же, как в странах Евросоюза не только по уровню зарплаты, но и по такому же обеспечению граждан жильем, услугами здравоохранения и социальной защиты.
Пока в России не слишком успешно собирались удваивать ВВП, в мире произошла переоценка ценностей: сейчас Организация Объединенных Наций измеряет проблемы удачи или неудачи той или другой страны по показателю человеческого развития. По официальным данным Доклада ООН, сопоставляя их с оценками Центра изучения человеческого капитала при Федеральном институте развития образования, в конце советского периода по составляющим развития человеческого потенциала Россия входила: по благосостоянию – в тридцатку лидеров (сейчас мы на 56-м месте); по образованию – в тройку лучших (сейчас мы – 53-е); по долголетию – в тридцатку лучших (сейчас мы – 97-е).
«Таким образом, – уверен Олег Смолин, – мы должны констатировать крайне низкие результаты управления на высоких уровнях управления нашей страны. В чем выражается кадровый кризис в РФ? Это кризис целей, когда результат и поставленные цели не совпадают с полученными результатами; это кризис ценностей и кризис образовательной политики».
Кризис ценностей наблюдается не только среди населения, когда около 31% молодежи России заявляют, что хотели бы родиться и жить в другой стране, а еще 21% затрудняются с ответом на этот вопрос; он еще более отчетливо наблюдается в системах управления. Если верить международным исследованиям, в 2004 году наша страна была в рейтинге коррупционных ожиданий на 90-м месте, сейчас – на 154-м; в начале 21 века коррупционный оборот в России составлял порядка 40 млрд. долларов, сейчас – порядка 300 млрд. долларов.
Если говорить о кризисе образовательной политики, то, по данным Общественной палаты России, образование в стране финансируется наполовину от минимальной потребности.
«Мы требуем, – подчеркнул Олег Смолин, – чтобы в ближайшие три года финансирование образования было повышено не менее чем вдвое – хотя бы до 7% от ВВП. Опыт ССР, Германии, Южной Кореи, отчасти Италии в 20 веке показывает, что схема примерно была одинаковая – сначала наращивание вложения в образование, затем экономический рост, вплоть до так называемых экономических чудес».
Иностранные фирмы начинают с тревогой констатировать, что Россия утрачивает свое главное конкурентное преимущество – высококвалифицированную рабочую силу, а от утечки умов потери бюджета в послесоветское время, по оценкам руководителя РОСНОУ и Ассоциации негосударственных вузов России Владимира Зернова, составили порядка триллиона долларов.
«Если высококвалифицированный труд вузовского преподавателя оценивается ниже средней заработной платы по стране, – уверен профессионал от образования, – мы не можем не получать деградацию высшего образования. Средний возраст российского преподавателя составляет порядка 52 лет, во многих технических вузах преподают люди, которым далеко за 60-70 лет, и как они дают новые технологии – это отдельная большая тема».
Чтобы найти выход из создавшегося положения, Общественное движение «Образование – для всех» при поддержке фракции КПРФ в Государственной Думе разработало альтернативный федеральному законопроект «О народном образовании», или «Об образовании – для всех».
Чем отличаются два законопроекта, и что эксперты альтернативного предлагают сделать для того, чтобы обеспечить научно-образовательный прорыв?
Сопоставительная таблица двух законопроектов содержит 76 пунктов, из которых по 10 позициям оценки совпадают; по 24 позициям в альтернативном проекте предлагаются ответы на те вопросы, о которых Минобрнауки умалчивает; по 42 позициям оценки принципиально расходятся до полной противоположности – альтернативный законопроект предлагает другой курс образовательной политики, направленный на обеспечение научно-образовательного прорыва.
Из тех вопросов, которые прямо связаны с профессиональными кадрами, – это отношение к Болонскому процессу. «Мы считаем, – подчеркнул Олег Николаевич, – что смысл Болонской декларации – в расширении вузовской автономности. Поэтому мы предлагаем вернуться к добровольности участия в Болонском процессе, что вполне соответствует ее декларации, потому что по многим дисциплинам бакалаврские программы содержат на 40% меньше специальных занятий, чем обычные программы специалиста. И не только врачи и инженеры, но и многие специальности в области искусства обеспечивают понижение качества образования при переходе на бакалаврскую систему».
«В оценке качества образования, – продолжил Смолин, – мы не разделяем не только точки зрения министра образования и науки о том, что надо ввести ЕГЭ в высшем учебном заведении, но считаем, что и в школе единый государственный экзамен нужно сохранить только на добровольной основе. Такой точки зрения придерживаются 72% людей с высшим образованием, а это – не самые глупые люди в РФ».
А чтобы было понятно, почему авторы альтернативного законопроекта настаивают на своих требованиях, то в качестве аргумента Олег Николаевич привел данные социологов по опросам, что молодые люди чаще всего запрашивают в поисковике Интернета в России и за рубежом:
- в мире первые десять запросов: математика, луна, клетка, Википедия, ДНК, химия, математические игры, физика, большой взрыв (теория происхождения Вселенной), химия (испанский);
- в России: ЕГЭ, готовые домашние задания, решебник, ответы, результат ЕГЭ, Википедия, ЕГЭ по русскому, ЕГЭ-2011, алгебра, ЕГЭ по алгебре.
«Во всем мире хотят знаний, – с грустью заметил депутат, – российские школьники и студенты, дезориентированные проводимой образовательной политикой, ищут готовых решений. Это говорит о том, что система общественных ценностей сильно деформирована».
Особенно остро стоит проблема заработной платы вузовских преподавателей, которая по-прежнему ниже средней заработной платы по регионам. Бюджет РФ на 2012-2014 гг. предусматривает, что в 2012 году расходы на образование вырастут на 8%, в 2013 году – на столько же будут сокращены, а в 2014 году – они сократятся еще более, чем на 10%. С учетом инфляции к 2014 году образование должно получить на четверть меньше, чем в 2011 году.
«Мы требуем, – цитируя альтернативный законопроект, подчеркнул Олег Николаевич, – чтобы средние ставки вузовских преподавателей были на уровне двух средних заработных плат в Российской Федерации». По данным социологических исследований Высшей школы экономики, если мы хотим, чтобы квалифицированные специалисты шли в высшую школу, эффективная экономика труда должна составлять порядка 220% от средней заработной платы по данному региону или по стране в целом.
«Мы убеждены, – обратился к участникам конференции Олег Смолин, – что российское образование и образовательное сообщество может очень многое. Не зря говорил Черчилль: «Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Как только мы вспомним, какой властью обладает в России образовательное сообщество и сообщество профессионалов, у нас будет нормальный закон об образовании и нормальная образовательная политика. Мы надеемся, что с вашей помощью шансы нашего закона будут повышаться».
Форум в Торгово-промышленной палате РФ «Разумная экономическая политика». Видео.