Проблемы отечественного образования

О. Смолин. Я хотел бы отметить, что наши предки первого сентября отмечали не только начало учебного, но и календарного года и хочу прибавить, что я как действующий, хоть и на полставки, профессор по-прежнему меряю жизнь не столько календарными, сколько учебными годами. Поэтому, с новым годом!

Н. Бехтина. Как известно из высказывания одного классика марксизма-ленинизма, лучший способ отметить праздник – поговорить о наших недостатках. Поэтому я хотела бы, Олег Николаевич, с вами обсудить те проблемы, с которыми сталкивается наше образование, с которыми ему предстоит столкнуться и главное, есть ли возможность решить эти проблемы.

О. Смолин. Проблем всегда больше, чем успехов, но я вначале о хорошем скажу.

Государственная Дума уже начинает заниматься федеральным бюджетом на 2009 год. Причём в бюджете в отношении образования произошли хорошие изменения. Например, нам предлагали в 2009 году увеличить расходы образования всего на 1%. Теперь согласились увеличить на 21%. Это радует, но не очень, потому что, например, в Москве в следующем году расходы на образование увеличатся более чем на 40%. А в Москве и сейчас каждый десятый рубль, который тратится на образование в консолидируемом бюджете в стране, тратится в Москве. Это 130 млрд. рублей, а в следующем году будет 180.

С 1 сентября повышаются стипендии в вузах и техникумах, ПТУ, но как? В вузах до 1100 рублей (было 900). К сожалению, цены на продукты питания и товары первой необходимости растут быстрей. Поэтому стипендия, когда она была 900 рублей, год назад составляла примерно 22% от прожиточного минимума, а повышенная будет составлять только 20%. Для сравнения, 20 лет назад студенческая стипендия была 80% от прожиточного минимума, а студенты технических вузов, в особенности оборонных, получали больше. Сейчас об этом можно только мечтать. А уж в ПТУ год назад это было 8%, а сейчас после повышения с 315 до 400 рублей это будет только 7% от прожиточного минимума.

Если говорить о проблемах, которые нам предстоит решать в следующем году, я бы выделил 4 наиболее острые. Хотя их на самом деле больше.

Летом мы получили сногсшибательные результаты единого государственного экзамена. 25% детей провалили литературу, 23% — математику, 11% — русский язык и от 6% до 15% — другие предметы, которые эти дети сами и выбрали. Про литературу. Читать многие перестали, но дело не только в этом. Нельзя так спрашивать литературу, как это делалось во время ЕГЭ. Если бы Пушкин так сдавал литературу, он бы наверняка навсегда её разлюбил. Если бы Державин так принимал литературу вместо того, чтобы слушать стихи Александра Сергеевича «Воспоминания в Царском Селе», он бы, наверное, не пробудился от дрёмы на экзамене.

25% двоек по литературе это результат не только слабой подготовки, но и абсолютно неправильной организации ЕГЭ, который не приспособлен для литературы, а литература для него. Также история, обществознание и др. Пока наши люди плохо осознали простую вещь: в этом году получить двойку по ЕГЭ – не трагедия, поскольку действовала система 2 плюс 1. В следующем году эта система отменяется. Она действовала, пока ЕГЭ находился в режиме эксперимента. Это означает: все дети, которые провалят ЕГЭ, вместо аттестата получат «волчий билет», не смогут поступать ни в техникумы, ни в вузы, а вместо этого должны будут: парни – идти в армию или заниматься самым неквалифицированным трудом. Если не будут внесены срочные изменения в законодательство. Мы давно, ещё год назад внесли в Государственную Думу законопроект о добровольности единого государственного экзамена и об исключении из него истории, литературы, обществознания. Мы просим всех радиослушателей поработать со своими депутатами, со всеми партийными структурами, пусть они проголосуют за этот закон в октябре, иначе неприятностей не оберёмся.

Я похвалил федеральный бюджет на 2009 год по расходам на образование, но, к сожалению, к этой «ложке мёда» прибавляется «ложка дёгтя». 6 августа министр финансов А. Кудрин встречался с нами в Государственной Думе и три часа нам объяснял, что деньги народу давать нельзя, что деньги зло и т.д. В следующем году (и это можно приветствовать) заработная плата интеллигенции и других работников бюджетной сферы в федеральных учреждениях в среднем будет повышена на 30%. Это более или менее покроет рост цен на товары первой необходимости. Но что касается регионов, то здесь впервые на моей памяти, а я работаю в парламенте уже 18 лет, в регионы не выделяется ни рубля на увеличение заработной платы врачу, учителю, работнику культуры, социальному работнику.

Логика А. Кудрина заключается в следующем. Это очень дорого, если повышать всем. Это 500 млрд. рублей, у нас таких денег нет, — сказал министр финансов, поэтому мы призываем регионы не следовать примеру федерального правительства. И это при том, что дополнительные доходы федерального бюджета за этот год ожидаются на уровне 2,5 триллионов рублей. Следующего года – 2 трлн. рублей. Этого бы хватило, чтобы в 9 раз поднять зарплату российской интеллигенции.

Н. Бехтина. Я не хочу спорить, надо ли или нет поднимать зарплату бюджетникам. Вопрос в профиците, будет ли он? Цены на нефть лихорадит, они то растут, то падают и наверное когда мы говорим о профиците, мы должны это понимать.

О. Смолин. За этот год деньги уже есть. Что касается будущего года, то опыт показывает, что правительство каждый год занижает реально ожидаемый профицит бюджета. Если мы хотим позаботиться о наших деньгах, то сейчас, учитывая международную ситуацию, нам бы следовало подумать, а где их держать.

Мне кажется вот сейчас самое время даже отъявленным монетаристам понять: пока мы сырьевая держава нас будут держать за второй сорт. Россия может быть или великой технологической, научно-образовательной державой или никакой.

Н. Бехтина. Мы говорим о нефти и газе, а вопрос упирается в образование. Потому что не станем мы великой державой, если не будет у нас образованного населения.

О. Смолин. Совершенно верно. По-хорошему сейчас прорыв в чём-то, правда другими методами, но должен быть похож на прорыв 30-х годов.

Третья проблема связана с тем, что вступает в силу в полном объёме закон о двухуровневом высшем образовании или мы его называем законом о «принудительной бакалавризации всей страны». Бакалавры и магистры могут быть и по действующему закону, никто им не мешает, но на добровольной основе. А сейчас, в результате вступления в силу нового закона, большинство студентов будет учиться на год меньше, а кто хочет получить полноценное образование, им придётся доплачивать, а у нас и сейчас меньше 40% учится на бюджете. Кто захочет после бакалавра пойти в магистры, ему придётся выдерживать ещё один конкурс. Если парень из провинции после бакалавриата приедет в Москву и захочет поступить в магистратуру, ему это не удастся, потому что он теряет право на отсрочку от военной службы. И мы сейчас предлагаем отсрочить введение в действие этого закона и просим образовательное сообщество нас активно поддержать.

Н. Бехтина. Мне приходилось беседовать с ректорами творческих вузов, это вообще анекдот: человек проучился полный курс театрального, допустим, вуза и что? Он считается недоучкой, у него нет полного высшего образования.

О. Смолин. А мне приходилось беседовать с ректорами творческих вузов, и они говорят: мы поддержим закон о добровольности участия в Болонском процессе.

А четвёртая проблема. Это предложение министра образования А. Фурсенко о беспрецедентном сокращении количества вузов. Когда в начале 90-х годов Егор Гайдар заявил, что нам надо сократить количество вузов в 2-3 раза, поскольку у нас экономический кризис, вся высшая школа встала на дыбы. Но Гайдару далеко до Фурсенко. Андрей Фурсенко, в этом может убедиться каждый, зайдя на сайт Минобрнауки, предложил сократить количество вузов, а это примерно тысяча с филиалами. А сократить их нужно до 150-200, то есть примерно в 5-6 раз. Остальные либо закрыть, либо превратить в техникумы, либо сделать филиалами других университетов.

Мы дали министерству огромные полномочия при лицензировании, аккредитации вузов, то есть все инструменты в руках, а теперь после того, как выдали лицензии, говорят: будем закрывать. Логика удивительная. Мы действительно сейчас одна из первых стран мира по общему количеству студентов на 10 тыс. населения – 500, примерно, человек. Но 20 лет назад у нас было 220 бюджетных студентов на 10 тыс. населения, сейчас 199. Абсолютное большинство студентов учатся за деньги. Теперь и этой возможности пытаются лишить, хотя государство своей налоговой политикой, когда оно обкладывает вузы налогами, вынуждает их повышать плату за обучение. Это не решение проблемы. Нельзя студента искусственно лишать права учиться. Да, спрашивайте с него полной мерой, не учится – отчисляйте, но не надо искусственно сокращать количество вузов. А где должны учиться ребята из российских регионов? Я думаю, и Москва с Питером тоже могут пострадать от этого предложения.

Я хотел бы спросить министра, а кто будет развивать инновационную экономику, если вы в несколько раз сократите количество людей с высшим образованием. И не так уж их у нас много. В пересчёте на количество населения у нас в полтора раза меньше людей с высшим образованием, чем в США, но там никто не ставит задачу сокращения вузов в 7 раз! Поэтому вопрос качества образования важен, но это не то же самое, что лишать человека права на образование. И мы сделаем всё, чтобы это не реализовалось.

Н. Бехтина. Мы беседуем с вами в праздничный день – День знаний. Получается, что такое количество нерешённых проблем. Делается как-то не по себе. Тут встаёт вопрос о коррупции в сфере образования, но это мы не будем сейчас трогать, потому что не хватит эфирного времени, хотя мне бы хотелось.

О. Смолин. Пригласите ещё раз, и мы эту проблему пообсуждаем. А сейчас хотелось бы сказать добрые пожелания. Я хочу пожелать, чтобы в этот день каждый из нас позвонил своему любимому учителю, честное слово после родителей это вторые люди в нашей судьбе. Я хочу пожелать, чтобы День знаний был всенародным: от воспитанника детского сада до глубокого пенсионера, потому что сейчас говорят об образовании людей третьего возраста. И это правильно. Знания это не только сила, как говорил Бэкон, знание это не только свобода, как говорится в Евангелии, но это ещё и сама жизнь. Пока мы учимся, мы живём. И мне хочется пожелать всем нам по-настоящему образованного правительства, которое бы думало об образовании так же, как о зарабатывании денег, а лучше – ещё больше.

Эфир: Радио России. – От первого лица. — 2008. – 1 сентября.