Российское образование: АКМ-9.9

. Москва. IX Съезд Российского Союза ректоров России. Фундаментальная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова

Уважаемый съезд, уважаемый президиум!

Позвольте мне сердечно приветствовать вас в этом зале от имени общества «Знание» России, президентом которого меня избрали месяц назад, и от имени Всероссийского общественного движения «Образование – для всех». Точку зрения этого движения я и намерен вам сейчас представить.

Недавно от одного замечательного ректора услышал немного грустную шутку: не так страшен кризис, как антикризисные меры. (Аплодисменты).

И действительно, кризис бывает не только циклическим, но и рукотворным. Берусь утверждать, что в отечественной образовательной политике кризис был запрограммирован ещё до начала мирового экономического кризиса. Запрограммирован четырьмя позициями.

Позиция первая. Отказ Минфина от повышения заработной платы интеллигенции в регионах. В результате, уважаемые коллеги, сейчас на одного сельского ученика в год приходится, например, в Якутии 62 тысячи рублей, в Московской области – 53 тысячи, а в Амурской – 9 тысяч рублей. Понятно, что право ребёнка на образование не должно зависеть от места рождения и качеств губернатора. Понятно, что это вызывает социальную напряжённость в педагогическом сообществе, и довольно серьёзную.

Позиция вторая. ЕГЭ. Вы знаете, что образовательное сообщество по этому поводу расколото, что родители утверждают: подготовить ребёнка к ЕГЭ много дороже, чем было подготовить традиционному экзамену, что воспитание в процессе обучения заменяется дрессировкой.

Ещё хуже другое. Недавно Виктор Александрович Болотов заявил, что до 15% детей могут остаться без аттестатов, а Виктор Александрович знает про ЕГЭ всё или почти всё. Соответственно, эти дети останутся без работы и смогут учиться только в ПТУ на базе 9-ти классов. Не случайно Президент Российской Федерации дважды по этому поводу публично критиковал Министра.

Позиция третья. Принудительное двухуровневое образование, «бакалавризация всей страны». В результате нового закона большинство студентов будут учиться на год меньше и получат на 40% меньше занятий по специальности.

Позиция четвёртая. Заявленное летом намерение Министерства образования и науки сократить число вузов в России в 5-7 раз, т.е. примерно с 1000 до 150-200. Если бы оно было реализовано, мы получили бы образовательный кризис независимо от краха Fanny May и Freddy Mac и падения цен на нефть.

Но экономический кризис всё это умножил и обострил. Мы недавно передали президенту Российской Федерации Аналитическую записку, в которой показано, что до 2,5 миллиона человек могут остаться в этом году без работы и учебных мест. Призрак бродит по России, призрак Греции или Франции.

На мой взгляд, нам нужна антикризисная программа, причём в ближайшее время. В духе времени предлагаю назвать её вместо «Россия-2020», «Российское образование: АКМ-9.9» (т.е. 9 антикризисных мер в 2009 г.). Перечислю некоторые из них:

1. Мы приветствуем заявление президента о расширении образовательного кредитования для хорошо успевающих студентов. Но считаем, что надо идти дальше. Нам нужно ввести беспроцентные возвратные субсидии всем нуждающимся студентам, из тех, кто учится на внебюджетной основе в государственных и негосударственных вузах. Пройдёт кризис, устроятся на работу – тогда вернут.

2. Мы приветствуем решение Министерства образования и науки не сокращать в этом году набор на бюджетные места, а также требования Президента активно переводить студентов на бюджетные места. Но предлагаем идти дальше. Все знают: в последние годы бюджетный набор в вузы сокращался. Мы предлагаем вернуться к набору в объёме 2004 года. Причём как гуманитарий согласился бы с предложением делать это прежде всего в отношении инженерных специальностей и подготовки специалистов в области фундаментальных наук.

3. Бесплатные учебные места для студентов – это места, которые должны оплачиваться государством. Поэтому мы предлагаем отказаться от секвестра бюджета образования в 2009 году. Более того, считаем необходимым выделить примерно 270 млрд. рублей на заработную плату педагогам в регионах. В противном случае учителями в регионах, где мало платят, воспринимают объявление 2010 года «Годом учителя», мягко говоря, с недоумением.

4. Мы приветствуем предложение думского Комитета по образованию о возвращении льгот по налогу на прибыль для образовательных учреждений. Но предлагаем сделать больше: вернуть налоговые льготы образованию на уровне 2001 года. Когда некоторые государственные вузы платят налогов больше, чем получают денег из бюджета, это противоестественно. Когда негосударственные вузы, которые создают материальную базу, наказывают, а не поощряют, это неправильно. Первые законопроекты на эту тему подготовлены в Совете по негосударственному образованию думского Комитета по образованию.

5. Мы приветствуем решение законодателей, а также Министерства образования и науки, которые освободили от ЕГЭ шесть категорий граждан или сделали для них ЕГЭ добровольным. Я имею в виду победителей олимпиад, людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих второе высшее образование, получающих высшее образование на базе среднего профессионального по сокращённым программам, иностранцев, также тех, кто окончил школу до 2009 года, но почему-то только на заочное и вечернее отделения. Кстати, по этому поводу почти завершён сбор подписей в Конституционный суд депутатов двух фракций Госдумы (КПРФ и «Справедливая Россия»»). Необходимые 90 голосов мы набираем.

Мы предлагаем:

либо принять решение о добровольности ЕГЭ. Ведь всё равно будет создано две системы приёма в вузы: одна – на основе ЕГЭ, другая – традиционная. И около половины абитуриентов будут поступать без ЕГЭ;

либо отложить ЕГЭ на три года для того, чтобы не создавать напряжённости. Иначе около сотни тысяч детей могут оказаться без аттестатов и несколько сот тысяч людей, которые раньше окончили школу, могут остаться без возможности учиться в вузах очно, поскольку их к ЕГЭ никто никогда не готовил. (Аплодисменты).

6. Согласен с Виктором Антоновичем Садовничим в том, что нужно вернуть специалистам право продолжить образование в магистратуре. Считаю, что точно также надо вернуть бакалаврам право продолжить образование на уровне специалиста. Но для этого нужно на три года приостановить Федеральный закон о двухуровневом образовании, чтобы спокойно с ним разобраться.

Если меня спросят, что в этом случае будет, отвечаю: будет действовать прежний закон. По нему каждый студент сможет продолжить учёбу после четырёх лет и не окажется на улице. По нему магистранты не потеряют отсрочку при переходе в другой вуз. По нему все желающие продолжат интеграцию в Болонский процесс на добровольной основе, поскольку прежний закон Болонскому процессу ничем не мешал. Повторю: всё это гарантируется прежней редакцией Закона о высшем образовании. (Аплодисменты).

7. Мы поддерживаем предложение Президента о том, что надо внимательно относиться к аккредитационным критериям, чтобы искусственно не сокращать число вузов и не выталкивать студентов «на улицы». Предлагаем в этой связи на три года приостановить любые действия по внеочередной аккредитации государственных и негосударственных профессиональных учебных заведений в связи с разработкой новых правил аккредитации. Аккредитацию проводить по прежним правилам и исключительно в сроки, установленные законом.

8. Мы согласны с высокой оценкой Президентом электронного обучения и интернета. Предлагаем идти дальше. По разным оценкам, в России ежегодно проходят переподготовку и повышение квалификации от 2,5% до 10% граждан, в Европе – 60%-70% и ставится задача поднять этот показатель до 80%. Считаем, что с помощью электронного обучения можно значительно увеличить показатели переподготовки, в том числе на базе «продвинутых» вузов.

9. Мы поддерживаем предложение Патриарха о том, что даже сейчас надо думать не только о кризисе и не только о материальном. Стержень образования – духовно-нравственное воспитание. Как справедливо говорил Менделеев, образование без воспитания – меч в руках сумасшедшего.

Ключевая позиция в этом вопросе – средства массовой информации. Мы поддерживаем предложение Российской Академии образования об установлении психолого-педагогического контроля над информационными каналами. Подчёркиваю: речь идёт не о политической цензуре, но о нравственности. Одновременно мы предлагаем восстановить в России образовательный канал. (Аплодисменты).

Мы часто слышим, что образование – это не камера хранения. Это, конечно, верно, как верно говорил и чеховский учитель словесности: Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овёс и сено.

На самом деле, образование – это нечто гораздо большее. Это в высоком смысле хранитель: хранитель традиций, хранитель культуры, неокрепших детских и юношеских душ, в конце концов, хранитель стабильности в обществе, особенно в условиях кризиса.

Поэтому, вспоминая выдающуюся роль Союза ректоров в 1990-х годах, благодарю всех, кто понимает эту роль, и от души желаю вам принять такие решения, которые позволили бы нам пережить и кризис, и антикризисные меры. Спасибо. (Аплодисменты).