Просвещение – необходимое условие расширения социальной базы модернизации

. Московская школа управления «Сколково». VI Ассамблея Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» и выездное заседание Комитета ГД по науке

Председательствует председатель Совета Федерации С.М. Миронов

Смолин О.Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Оргкомитет определил мне, как президенту общества «Знание» России, следующую тему – «Просвещение – необходимое условие расширения социальной базы модернизации». Я думаю, что эта тема одна из очень важных.

Вряд ли в этом зале надо кого-то убеждать, что никакая модернизация невозможна без образования и науки. Вряд ли надо утверждать, что, соответственно, модернизация невозможна без просвещения населения. Остаётся, как говорят, от слов перейти к действию. Я хочу коротко остановиться на трёх основных вопросах. Первое – истолкование. Второе – состояние. И третье – предложения.

Начнём с того, что о терминах обычно не спорят, а договариваются. Я предлагаю договориться о том, что мы будем понимать под просвещением.

Существуют, как минимум, три составляющих понятия «просвещение», о которых говорили учёные, просветители и деятели культуры:

1. Под просвещением чаще всего понимают распространение знаний. Иногда – только научных. Иногда – только неформальное образование. Понятно, что этот элемент просвещения является ключевым. Он абсолютно необходим, тем более важен, чем более развитым является общество, но, на мой взгляд, явно недостаточен.

2. Многие выдающиеся мыслители связывали просвещение с выработкой определённой жизненной, в т.ч. гражданской позиции. Например, Иммануил Кант считал, что задача просвещения – не просто наделить человека знаниями и даже не просто развить у него разум. Его знаменитый призыв звучал так: Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом. Таков девиз просвещения.

Просвещение по Канту – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.

Позволю себе цитату из великого немецкого классика: «Если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, то мне нечего и утруждать себя. Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить; этим скучным делом займутся вместо меня другие».

Не правда ли, проблемы России XXI века чем-то напоминают Германию века XVIII-го?

3. В российской традиции слово «просвещение» приобретает явную нравственную окраску. Процитирую, например, Гоголя: «Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь».

Примерно в том же духе высказывался сначала поклонник, а затем критик Гоголя – Виссарион Белинский: « Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное».

С тех пор в российской традиции просвещение не мыслилось в отрыве от пробуждения нравственных чувств.

Каковы исходные параметры просвещения и просвещённости, при которых в России задумана новая модернизация?

Казалось бы, постсоветская ситуация в этом смысле крайне благоприятна:

  • населению стал доступен колоссальный массив литературы, прежде не печатавшейся в СССР;
  • количество телевизионных и радиоканалов измеряется многими десятками;
  • возникло и стремительно увеличивается Интернет-сообщество;
  • общее количество студентов в стране более чем вдвое в расчёте на 10 тысяч населения превысило советские показатели – примерно 525 студентов против 220 на 10 тысяч. Правда, более 60% из них учатся за деньги;
  • многие миллионы людей получили возможность выезжать за границу и знакомиться там с опытом жизни других стран. И т.д., и т.п.

Но вот другие, прямо противоположные и ещё более впечатляющие факты:

  • президент России признаёт, что с передовых позиций в образовании страна уже откатилась;
  • показатели чтения книг в 3-4 раза ниже, чем в социальных государствах Европы (по данным опроса «Левада-центр», сентябрь 2008);
  • итоговые данные по обученности: советский период – 15-е, 26-е, 41-е и 52-е места. То есть, за последние 4 года показатели России ухудшились на 35 мест;
  • лидерство в ориентациях на постматериальные ценности и как результат: 55% молодёжи, ради успеха готовой переступить через все заповеди.

В целом постсоветский период, подобно позднееекатерининскому и периоду Николая II, приходится признать периодом контрпросвещения.

Каковы факторы падения уровня просвещённости и образованности народа? Назову лишь некоторые.

1. Абсолютное и относительное падение уровня оплаты высококвалифицированного труда в сферах, создающих человеческий потенциал, прежде всего, в образовании, науке и культуре.

2. Информационное поле. Передачи Дмитрия Диброва «Кто хочет стать миллионером» и Максима Галкина «Десять миллионов» не имеют отношения ни к образованию, ни к культуре. Это откровенное провоцирование алчности.

3. Фактическое разрушение системы общего образования, в т.ч. в результате применения ЕГЭ.

4. Резкое свёртывание системы образования взрослых, когда правительством объявляется, что принцип «образование – через всю жизнь» нецелесообразен. В России через переквалификацию проходит не более 10% человек, на Западе – 60-70%. Россия – единственная страна Европы, где не принят специальный закон об образовании взрослых.

5. Искусственное торможение развития электронного обучения. Цифры Д. Медведева: по индексу готовности к сетевому миру Россия на 72-м месте, по индексу развития так называемого электронного правительства в 2007 г. – на 92-м месте.

Каковы тенденции государственной политики в ближайшее время? Приведут ли они к повышению образованности и просвещённости как базы модернизации? Ответ неутешителен: скорее, нет. Вот лишь некоторые примеры.

Федеральный закон № 83 от 8 мая 2010 г. явно приведёт к свёртыванию бюджетного образования, медицины, науки и культуры. По опросу Левада-центра, 54% населения полагают, что при этом качество бесплатного образования, медицины и культуры ухудшится, и только 7% придерживаются противоположного мнения. И это несмотря на массированную пропаганду.

Другой пример – ФЦПРО на 2011-15 гг. предполагает увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте на 7%, т.е. с 0,5% до 7,5%, в 15 раз. Это подтверждает прогнозы, связанные с законом № 83.

Наконец, та же ФЦПРО предполагает сокращение доли студентов из числа лиц, получающих образование, с 71 до 50%, а с учётом «демографической ямы» примерно в 2 раза. Можно ожидать, что к 2015 году по развитию человеческого потенциала в области образования мы покатимся ещё дальше вниз. Страны Скандинавии, США, Южная Корея, Япония обеспечивают возможность получения высшего образования для 80-90% выпускников.

Предложения

Как бы мы ни относились к проектам, подобным Сколково, необходимо понимать: усилиями одного отдельно взятого иннограда обеспечить модернизацию страны невозможно. Науковеды давно говорят об эффекте т.н. невидимого колледжа или невидимого университета, когда люди, общаясь между собой, создают определённое интеллектуальное поле, в котором рождаются новые идеи и изобретения. Если речь идёт о действительной модернизации и о действительном переходе к новой стадии в развитии цивилизации – «обществу знаний», таким невидимым колледжем должна стать вся страна.

Напомню: Россия, а затем и Советский Союз понесли колоссальные потери от войн, революций, репрессий, но при этом имели вторую по мощности науку в мире и были второй по мощности промышленной сверхдержавой. Среди факторов, объясняющих этот феномен, отметим два.

Во-первых, эгалитарную, т.е. обеспечивающую равные возможности, систему образования, одну из лучших в мире.

Во-вторых, установку педагогики и в целом образовательной системы на творческое развитие личности.

Следовательно, и в современной России на смену культу потребительства и развлечений должен прийти культ творчества и культуры. Кстати, они от одного корня. Культуры в широком смысле, включая, конечно, науку и образование.

Общественное движение «Образование – для всех» ещё в апреле 2009 г. провело специальную Всероссийскую конференцию, на которой обществу была предложена образовательно-политическая программа под названием «АКМ-13.9». С тех пор прошло полтора года, но программа ни в чём не устарела. Вот лишь некоторые её составляющие.

«1. Отказаться от сокращения «образовательных» бюджетов всех уровней. Выделить дополнительно из федерального бюджета не менее 500 млрд. рублей на повышение не менее чем на 30% заработной платы педагогам, медикам, работникам науки и культуры, социальным работникам – в целях поддержания уровня жизни и сохранения человеческого потенциала страны.

2. Отменить для образовательных учреждений, имеющих лицензии, все налоги и платежи при условии их реинвестирования в образовательный процесс, включая оплату труда.

3. Ввести беспроцентные возвратные субсидии для всех нуждающихся (их родителей или законных представителей), кто обучается на внебюджетной основе в государственных и имеющих лицензию негосударственных образовательных учреждениях (прежде всего – студентам «внебюджетникам»), с возвратом в течение длительного срока после окончания кризиса.

4. Разработать и принять государственную программу «Электронное обучение». Отменить все искусственные ограничения на применение современных технологий в образовании.

5. Создать федеральные образовательные каналы на телевидении в метровом диапазоне и на радио. Повысить долю образовательных программ и обеспечить психолого-педагогический контроль деятельности электронных СМИ.

6. Увеличить вдвое субсидии нуждающимся родителям для оплаты содержания детей в детских дошкольных учреждениях. Повысить заработную плату работников детских дошкольных учреждений до уровня работников школ в соответствии с поручением президента РФ В. Путина от 25 октября 2005 г.

7. Немедленно остановить процессы искусственного сокращения сельских школ, принудительную реорганизацию образовательных учреждений и их превращение в автономные учреждения без согласия коллективов.

8. Отложить на три года введение в действие ФЗ № 17, предусматривающего обязательность ЕГЭ. Либо принять проект федерального закона о добровольности ЕГЭ для выпускников и абитуриентов.

9. Во исполнение Конституции и действующего законодательства обеспечить всем желающим возможность получить начальное или среднее профессиональное образование либо в качестве самостоятельных уровней, либо в качестве первой ступени образования высшего.

10. Увеличить бюджетный набор в государственные и муниципальные вузы, как минимум, до уровня 2004 года. В целях обеспечения студентам возможности продолжить образование в период кризиса приостановить на три года федеральный закон об обязательном переходе на двухуровневое высшее образование.

С 1 сентября повысить социальные стипендии нуждающимся студентам в вузах, ссузах и ПТУ до прожиточного минимума.

11. Приостановить на три года любые действия по внеочередной аккредитации государственных и негосударственных профессиональных учебных заведений в связи с разработкой новых правил такой аккредитации. Аккредитацию проводить по прежним правилам и исключительно в сроки, установленные законом.

12. Принять федеральный закон по вопросам дополнительного образования детей и взрослых (подготовлен рабочей группой Комитета по образованию и науке Госдумы четвёртого созыва). Утвердить специальную государственную программу «Образование – через всю жизнь», в том числе на базе электронного обучения.

13. Немедленно прекратить процесс искусственного расформирования специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов в регионах без создания специальных условий в учреждениях общего назначения. Принять федеральный закон по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (подготовлен рабочей группой Комитета по образованию и науке Госдумы четвёртого созыва)».

Стенограмма (файл PDF, 506 Кб).