Образование не стало бюджетным приоритетом

Сентябрь

У образовательной части бюджета есть своя предыстория. По действующему Закону “Об образовании”, на эту сферу должно выделяться из бюджетов всех уровней не менее 10% национального дохода России. Согласно тем материалам, которые обсуждал и утвердил Госсовет в прошлом году, предполагалось, что расходы на образование из федерального бюджета каждый год в реальном исчислении должны расти не менее чем на 25%. А из бюджетов субъектов Российской Федерации – примерно на 10%. В бюджете 2003-го года Правительство объявило образование одним из четырех приоритетов. При этом мы видим, что общие расходы федерального бюджета увеличиваются примерно на 12 %, а расходы образования – на 22 %. Казалось бы, это хорошо. Но это значительно меньше требований Госсовета и роста расходов на социальную политику, науку, культуру, здравоохранение. С этим еще можно было бы согласиться, если бы куда более существенно не росли расходы, например, по разделу “Безопасность”.

В бюджете предусмотрено повышение заработной платы работникам образования на 33 % с 1 октября, но не 2002 года, как поняли многие работники образования, а 2003-го. Учителя прекрасно понимают, что инфляция за это время “съест” больше денег, чем собираются добавить в октябре. Вспомним: такие же технологии применялись в 1993-м, 95-м, 99-м. и предлагаются снова. Перед выборами людям немного поднимают зарплату, до этого долго держа ее на нижайшем уровне или вовсе не выплачивая. Комитет Госдумы по образованию и науке внес законопроект о повышении заработной платы хотя бы на 20 % с 1 января 2003 года, а потом на 33 % с 1 октября 2003 года. Последнее уже предусмотрено проектом бюджета.

Студенческие стипендии не повышались с июля позапрошлого года. Их предполагается увеличить в два раза с 1 сентября 2003 года. Студенты требовали повышения в 3 раза и с ближайшего 1 января. Мы от имени Комитета внесли законопроект, который предусматривает хотя и двукратное увеличение, но как раз с 1 января грядущего года.

Плюсом бюджета является увеличение количества денег на строительство в системе образования на 50 %. Это можно было бы только приветствовать, если бы эти деньги были бы хоть сколько-нибудь справедливо распределены. К сожалению, правительство предлагает распределить их само и делает это крайне странно. Скажем, по Саратовской области рост финансирования на строительство в образовании заявлен фактически на 200 млн. рублей. Согласиться с этим трудно – насколько все помнят, наводнений в Саратовской области не было, зато от них натерпелись в других регионах России. Вот пример не очень цивилизованного лоббирования.

Предполагается выделить около 300 млн. рублей на спортивное оборудование для школ в рамках тех мероприятий, которые будет проводить Министерство образования. И, думаю, стоит отметить, что предполагается значительно повысить расходы по капитальному ремонту школ примерно на 70%.

Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что государство по-настоящему еще не повернулось к школе в плане финансирования. Объявили модернизацию образования – подкрепите деньгами, поскольку модернизация без финансирования – это что-то вроде непорочного зачатия без помощи Господа Бога. Комитет Госдумы полагает: по самым скромным оценкам, на образование в федеральном бюджете следующего года не хватает, как минимум, 35 млрд. рублей. Совет Федерации насчитал – более 50 (к слову, сюда не включено исполнение всех действующих законов в области образования).

Нет сомнений, что Государственная Дума примет бюджет в первом чтении, однако и после этого будет продолжаться борьба за деньги для образования. Как уже говорилось, приоритетами Комитета остаются: зарплата учителей, стипендии студентов, надбавки за ученые степени и звания преподавателей ВУЗов, питание для школьников и компьютеры для системы профтехобразования. В зависимости от того, сколько денег удастся “выторговать” у Правительства, приоритеты будут реализованы. Но об этом я готов рассказать в одной из следующих колонок.

Опубликовано: Управление школой. – 2002. – № 36. – С. 4.