Тезисы выступления на парламентских слушаниях по ЕГЭ и ГИФО

. Москва. Государственная Дума

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Сторонники данного нововведения приводят в его пользу следующие основные аргументы:

  • международный опыт: практика единого экзамена апробирована в большинстве индустриально развитых стран мира;
  • ликвидация психологических перегрузок: выпускнику придется сдавать не две, но только одну серию экзаменов, что поможет сохранить здоровье;
  • академическая мобильность в территориальном и социальном аспектах: сдав ЕГЭ, выпускник из любого уголка страны и любой семьи сможет поступить в престижный столичный ВУЗ;
  • борьба с коррупцией: вузовские приемные комиссии будут лишены возможности брать взятки ввиду ликвидации самих комиссий;
  • объективная оценка качества подготовки выпускников: по результатам ЕГЭ можно будет легко оценить результаты работы каждой школы и сравнить их между собой.

Напротив, противники ЕГЭ либо эксперты, занимающие в этом вопросе осторожную позицию (к которым принадлежит и автор), акцентируют внимание на следующих нерешенных или вновь возникающих вопросах.

1. Льготы при поступлении в ВУЗы для детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов и участников боевых действий, других категорий граждан, поименованных в действующих законах. Из эксперимента эти категории граждан исключены, а обещания сохранить действующие льготы до настоящего времени не подкреплены документально. Ликвидация же их увеличит и без того крайне высокое неравенство прав в области образования.

2. Качество измерителей. В большинстве случаев на эту роль предлагается система тестов. Между тем, существующие их наборы не удовлетворяют абсолютное большинство ученых и практиков даже по дисциплинам естественно-математического цикла. По мнению многих экспертов, в области иностранных языков существующие тесты выявляют лишь знания грамматики, в меньшей степени — словарный запас и абсолютно не позволяют оценить произношение, чувство языка и другие параметры, легко определяемые на устном экзамене. Тесты же по истории и другим гуманитарным дисциплинам в лучшем случае позволяют выявить уровень эрудиции, но отнюдь не творческие способности. Существует серьезная угроза того, что новая система будет отбирать в гуманитарные ВУЗы людей, у которых тезаурус решительно преобладает над мышлением, что не соответствует потребностям времени.

3. Неясность коррупционных последствий. Целый ряд псевдорепетиторских фирм в Москве ожидает введения ЕГЭ, полагая, что с крупными территориальными комиссиями наладить отношения будет намного проще, чем с многочисленными комиссиями в ВУЗах. Кодирование и анонимность работ, выполненных на едином экзамене, не решает всех проблем, ибо член комиссии в состоянии оказать выпускнику необходимую помощь в процессе работы. При этом цена поступления в высшие учебные заведения неизбежно вырастет.

4. Ограниченность пределов расширения академической мобильности. Признается, что она вырастет в территориальном плане, поскольку детям из семей с высокими доходами столичные ВУЗы окажутся доступнее, однако не в плане социальном, т.к. дети из провинциальных семей с низкими доходами все равно не смогут учиться в престижных столичных ВУЗах ввиду гигантской разницы в стоимости жизни.

5. Фактическая ликвидация права исправить ошибку. Стремясь уменьшить роль одной группы случайных факторов, способных повлиять на результаты экзамена (субъективизм учителей, взятки и т.п.), система ЕГЭ обратным своим эффектом имеет, между прочим, увеличение роли другой группы случайных факторов. Известно, что любой экзамен — своего рода лотерея, где результат всегда зависит не только от уровня подготовки экзаменуемого, но в известных пределах и от случая (характера выпавшего вопроса, темы сочинения и т.п.). При существующей системе воздействие случайностей этого рода уменьшается двояким образом: с одной стороны, тем, что педагоги хорошо знают своих выпускников и выставляют экзаменационную оценку с учетом уровня их знаний и работы в течение длительного периода времени; с другой стороны, современные выпускники нередко сдают экзамены сразу в 2 или 3 учебных заведения, получая таким образом возможность уменьшить влияние неблагоприятных случайных факторов на вступительных испытаниях.

Система ЕГЭ такую возможность ликвидирует, ибо его пересдача предполагается через год и на платной основе. Вследствие этого нуждается в дополнительной экспериментальной проверке психологами и тезис о ликвидации психологических перегрузок: поскольку цена ЕГЭ (в переносном, а в случае ГИФО — и в прямом смысле) очень велика, психологические перегрузки при одной серии экзаменов могут оказаться вполне сравнимыми с перегрузками при действующей «многосерийной» системе.

6. Угроза сокращения бесплатных для гражданина учебных мест. Даже без учета предполагаемой связки ЕГЭ и ГИФО (см. ниже), единый экзамен способен привести к сокращению числа бесплатных учебных мест в ВУЗах, как это произошло в Казахстане, например, в следующей ситуации: количество баллов, которые необходимо набрать на ЕГЭ для поступления в ВУЗ, устанавливается заранее и на достаточно высоком уровне; количество выпускников, получивших установленный балл, оказывается меньше, чем число бесплатных учебных мест либо число мест в предыдущем учебном году; федеральный орган исполнительной власти, устанавливающий задания по приему, соглашается с целесообразностью увеличить платный прием за счет бесплатного. Для того, чтобы с этим легче согласились руководители государственных ВУЗов, объединенные Союзом ректоров, им может быть предложен прежний объем финансирования при меньшем контингенте и, тем самым, — увеличение финансовых нормативов в расчете на одного студента.

Социологические исследования показывают, что идея введения ЕГЭ пользуется у населения значительно большей популярностью, чем, например, идея 12-летнего школьного образования (см. приложения). Тем не менее, предварительным условием принятия окончательного решения должно быть построение убедительной модели решения сформулированных выше и целого ряда других проблем. Заслуживает внимания прорабатываемое в Союзе ректоров предложение сделать ЕГЭ не единственным, но одним из условий приема в ВУЗы. Большинство депутатов Комитета Госдумы по образованию и науке выступают либо против введения ЕГЭ, либо готовы согласиться с его введением исключительно на основе закона.

Концепция государственного именного финансового обязательства (ГИФО)

Как уже отмечалось, идея введения образовательных ваучеров была одной из ключевых в правительственной стратегии реформирования образования, начиная с 1992 г. (см. § 3 главы 2, § 1 главы 3). На рубеже веков эта идея была возрождена в более мягкой форме концепции государственного именного финансового обязательства, которое отличается от ваучера, во-первых, персональным характером, а во-вторых, неодинаковыми размерами денежного эквивалента, который увязан с результатами ЕГЭ.

Разработчики концепции ГИФО полагают возможным с ее помощью решить следующие задачи:

  • поднять заинтересованность выпускников в результатах ЕГЭ;
  • обеспечить, наряду с существующими схемами финансирования обучения студентов (бюджетной и внебюджетной), возможность частично оплачивать образование и тем самым расширить круг лиц, его получающих и в него инвестирующих;
  • за счет большей подвижности финансовых потоков усилить конкуренцию между ВУЗами и, следовательно, стимулировать качество образовательных услуг.

Противники концепции ГИФО, напротив, аргументируют свою позицию следующим образом.

  1. Отсутствие мирового опыта. Как известно, эксперименты по введению системы образовательных ваучеров проводились в ряде штатов США, однако исключительно в области общего образования, но не в высших учебных заведениях. Экспериментировать же с финансами при их остром дефиците, причем впервые в мире, крайне опасно.
  2. Прямая угроза сокращения числа бесплатных для граждан учебных мест. Возможность такого сокращения содержит в себе уже концепция единого экзамена, однако при ее связке с концепцией ГИФО эта возможность с большой вероятностью превращается в действительность. Учитывая, что доля «бюджетных студентов» среди лиц, получающих образование в различной форме (очной, очно-заочной, заочной) неодинакова, одна из возможных схем уменьшения ответственности государства за реализацию прав граждан на высшее образование состоит в том, чтобы обеспечивать посредством ГИФО обучение по очно-заочной и заочной формам в большей мере, чем по очной. В принципе разработчики концепции и не скрывали, что превращение части бесплатных для граждан учебных мест в частично платные (софинансируемые гражданами) входит в их намерения.
  3. Рост неравенства прав в области образования. Очевидно, что при более или менее одинаковых природных задатках результаты ЕГЭ в среднем окажутся выше у детей из семей с высокими доходами. Именно такие семьи имеют возможности:
  • отдавать детей в школы с программами повышенной сложности или с высококвалифицированным педагогическим коллективом и «софинансировать» их обучение;
  • нанимать квалифицированных репетиторов для подготовки к единому экзамену;
  • находить знакомства в комиссиях, принимающих ЕГЭ, или прямо давать взятки.

Все эти факторы действуют и при существующей системе, однако ГИФО увеличивает неравенство, поскольку сокращает число бесплатных учебных мест и более жестко увязывает оплату за обучение с результатами ЕГЭ. В итоге дети из семей с высокими доходами в большинстве своем будут учиться бесплатно или «малоплатно», тогда как большинству семей с низкими доходами придется либо платить за образование своих детей, либо отказаться давать им высшее образование.

Отметим для сравнения, что в индустриально развитых странах наблюдается прямо противоположная тенденция — стремление ограничить неравенство прав граждан в области образования. Так, во Франции и Германии доля студентов, обучающихся за счет бюджета, сохраняется на уровне 85-90 %. В Великобритании, где давно введена система ЕГЭ и высшее образование в целом является платным, 40 % учебных мест в ВУЗах финансируются из бюджета, причем право занимать их имеют лица из семей с низкими доходами. В период обучения студент вправе получить социальный кредит, погашение которого начинается через несколько лет после окончания ВУЗа и лишь в случае, если заработная плата достигает 20 тыс. фунтов (около 30 тыс. долларов) в год, причем для лиц из семей с низкими доходами социальный кредит устанавливается в большем объеме.

Таким образом, во многих странах мира результаты ЕГЭ увязываются с правом получить высшее образование, однако нигде они не увязываются с правом получать его на платной или бесплатной основе. Зарубежные реформы ограничивают неравенство образовательных прав, а российская концепция ГИФО его увеличивает. Зарубежная образовательная политика в этом вопросе в целом идет в русле демократической тенденции, российская — в русле элитарной.

Следует иметь в виду, что стремление дать высшее образование широким слоям населения на Западе связано не только с «социализацией» капитализма, с установкой на социальное государство и требованиями социальной справедливости, но в еще большей степени — с тенденциями современного экономического развития, перехода к информационному обществу. Согласно концепциям постиндустриалистов, одним из необходимых условий функционирования такого общества является преобладание в составе населения специалистов с высшим образованием и научных работников (60-90 %). Очевидно, что для достижения таких показателей необходимо дать высшее образование не только общественным группам, образующим высший и средний классы, но и значительной части низшего класса. Таков «категорический императив» экономического развития. Не случайно Япония и ряд других стран поставили вопрос об общедоступном высшем образовании. В противном случае страна рискует навсегда остаться мировой периферией.

4. Критика справа. В отличие, например, от США, где идею образовательных ваучеров активно поддерживали правые (республиканцы), но столь же активно критиковали либералы (Демократическая партия), в России концепция ГИФО подвергается критике не только слева, но и справа. Суть этой критики состоит в том, что выдача каждому выпускнику, имеющему определенные результаты ЕГЭ, именного образовательного ваучера будет стимулировать к получению образования даже тех, кто этого не хочет или в этом не нуждается, создаст своего рода «большую халяву» в сфере образовательных услуг. Подобная аргументация также заслуживает специального обсуждения в образовательном сообществе.

Экспериментальная модель ГИФО, разработанная Министерством образования, исключив из денежного эквивалента ГИФО коммунальные расходы, студенческие стипендии и целый ряд других расходных статей, в значительной степени обезвредила концепцию, но в такой же степени лишила ее практического смысла, ибо объем финансовых средств, перемещающихся по новой схеме, оказался в несколько раз меньше, чем предполагали разработчики. В настоящее время вопрос о применении именного ваучера в российском высшем образовании остается открытым, причем решение это должно приниматься на основе закона, но гарантий прохождения такого закона через Парламент не существует.