Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе третьего созываДоклад на пленарном заседании государственной думы о проекте федерального закона \"о внесении изменений и дополнений в статьи 16 и 33 зако

Доклад на пленарном заседании Государственной Думы о проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 16 и 33 Закона РФ "Об образовании" в части требований к приему граждан в образовательные учреждения и экспертизы образовательных учреждений"

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона, название которого уважаемая Любовь Константиновна уже озвучила. Законопроект внесен двумя членами Совета Федерации и двумя ныне действующими депутатами Государственной Думы, которые были депутатами и прошлого созыва. Причем Правительство просило нас рассмотреть этот законопроект в первоочередном порядке еще в зимнюю сессию. Но, к сожалению, Государственная Дума второго созыва этого сделать тогда не смогла.

Основная идея проекта - это введение в Закон Российской Федерации "Об образовании" дополнительных положений, которые направлены на защиту прав граждан в этой области. Эта идея реализуется по двум основным линиям. Первая линия - это защита прав тех, кто учится или поступает в учебное заведение, от непрофессионализма, от недобросовестности, иногда и просто от махинаций со стороны некоторых руководителей образовательных учреждений. Не секрет, уважаемые коллеги, что в негосударственных и даже в государственных учебных заведениях были случаи, когда производился набор по специальностям без лицензий. Нередко абитуриенты поступают в учебное заведение, не зная учебных программ, которые им предстоит освоить. Чтобы исключить подобные вещи и сделать выбор более сознательным, мы предлагаем обязать каждое учебное заведение знакомить абитуриентов не только с уставом, но также с лицензией и со свидетельством о государственной аккредитации, если, конечно, такое свидетельство у учебного заведения есть.

С другой стороны, мы предлагаем сделать предметом лицензионной экспертизы учебные планы и образовательные программы, заявленные этим самым образовательным учреждением. В случае соответствия этих планов и программ государственным образовательным стандартам это будет отмечаться в лицензии.

Таким образом, каждый абитуриент будет точно знать, в какое учебное заведение он поступает, что ему предстоит изучать и какой документ он получит по окончании. Возможности для всякого рода малых и великих комбинаторов, которые, к сожалению, встречаются не только в экономике, но и в сфере образования, будут еще более ограничены.

Вторая новация законопроекта связана с предложением предоставить право внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения при условии успешной сдачи вступительных экзаменов гражданам в возрасте до 20 лет, имеющим только одного родителя, который является инвалидом первой или второй группы.

Коллеги, ни для кого не секрет, что по уровню социального неравенства Россия в настоящее время опередила не только Западную Европу и Японию, но и Соединенные Штаты Америки. Заблокировать перенос этого неравенства в сферу образования с помощью обычных мер, провозглашающих равные права в области образования, не удается. В последние годы поступление в вуз стало почти невозможно без дополнительных затрат на репетиторов, что могут себе позволить далеко не все. Не случайно четверть обеспеченных семей дают нам более 60 процентов студентов, а на долю всех остальных семей приходится лишь 40 процентов студентов. Даже международные организации, уважаемые коллеги, высказывают тревогу по поводу реального неравенства возможностей российских граждан в области образования и рекомендуют нам всерьез отнестись к этой проблеме. Одним из шагов в этом направлении и является предложенная нами норма законопроекта.

В соответствии с Конституцией и Регламентом Государственной Думы законопроект был разослан в субъекты Российской Федерации. Из 45 субъектов права законодательной инициативы, приславших отзывы, 43 безоговорочно поддерживают законопроект, и никто не высказывается против. В официальном отзыве Правительства Российской Федерации, несмотря на некоторые замечания, также содержится поддержка законопроекта. Замечания мы готовы рассматривать ко второму чтению.

Уважаемые коллеги, с учетом всего сказанного убедительно просим вас принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.

Принимается.