О проекте ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов». Третье чтение

Выступление по мотивам голосования в третьем чтении законопроекта по вопросам деятельности федеральных университетов. После первого чтения концепция законопроекта была существенно изменена и помимо федеральных университетов закон вносит серьёзные изменения в положения о приёме в вузы и ссузы, в частности предусматривается, что ни в вузы, ни даже в техникумы не смогут поступить абитуриенты, получившие менее определённого бала по ЕГЭ.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Мы признаём, что идея о национальных исследовательских университетах может быть продуктивной. Мы признаём, что идея федеральных университетов могла бы быть продуктивной, если бы реализовалась на добровольной основе. Более того, мы признаём, что в законопроекте делается три шага вперёд, пусть небольших, в отношении единого государственного экзамена, по поводу людей, получающих второе высшее образование, тех, кто получает высшее образование на базе среднего профессионального и иностранцев. Правда, нам своих людей жальче не меньше, чем иностранцев.

И, тем не менее, уважаемые коллеги мы говорим о том законе, который принимается сегодня. И я призываю всех депутатов, и прежде всего депутатов правящей партии, не голосовать за этот законопроект по следующим причинам. Я считаю, что в том виде, как мы сегодня его принимаем, законопроект будет иметь смысл антиинновационный, антисоциальный, и даже рискну сказать, антигосударственный. Объясняю по пунктам. Антиинновационный смысл закона заключается в том, что он искусственно через систему ЕГЭ, которая, кстати, не имеет отношения к теме закона, отрезает от возможности получить высшее образование значительную часть населения. Многие полагают, что у нас сейчас слишком много студентов и ошибаются. Я напомню, у нас в составе работающего населения людей с высшим образованием порядка 21 процента, в Соединённых Штатах — 31; в Южной Корее, между прочим, среди тех, кто получил школьное образование, 87,5 процентов продолжают образование на уровне высшего; Япония ставит вопрос о переходе к общедоступному высшему образованию. Может быть, поэтому экономика Японии, Южной Кореи и Штатов более инновационная, чем наша. Другого пути в XXI веке нет.

Второе. Закон будет иметь антисоциальные последствия, поскольку он не допустит к высшему образованию, прежде всего людей из семей с низкими доходами, людей из семей из села. Уважаемые коллеги, как справедливо отмечено в обращении руководства Национального союза негосударственных вузов, большинство людей, которые окончили школу до того как вступил в силу закон о ЕГЭ, не смогут сдать экзамены никогда. Кто хочет проверить, попробуйте сами сдать экзамен по русскому языку.

И, наконец, третье, уважаемые коллеги. В эпоху кризиса, когда люди не смогут трудоустроиться, искусственно отсекать их от образования, даже на платной основе, это значит провоцировать в стране социальное напряжение. Взорвётся или не взорвется — мы не знаем. Но этот закон провоцирует социальное напряжение, он в интересах не конструктивной оппозиции, которая критикует власть, чтобы улучшить ситуацию, а деструктивной оппозиции, которая действует по принципу: чем хуже — тем лучше. Похоже, по такому принципу действует в России министр образования и науки.

Уважаемые коллеги, я призываю вас ещё раз внимательно подумать над этим законопроектом и не увеличивать социальное напряжение в стране, охваченной кризисом. Не поддерживать этот законопроект. Спасибо.

Результаты голосования

против законопроекта голосовали:

КПРФ – 98,2%;

«Справедливая Россия» – 89,5%;

«Единая Россия» – 0%;

ЛДПР – 0%.

Результат: принимается.