Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе пятого созываО проекте федерального закона \"о внесении изменения в часть пятую статьи 34 закона российской федерации \"об образовании\"

О проекте федерального закона "О внесении изменения в часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании"

Председательствует заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации О.В. Морозов

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Милостью Божьей, а также профильного комитета и Совета Государственной Думы я сегодня имел шанс установить личный рекорд по количеству представлений законопроектов на пленарном заседании Государственной Думы – пять. Но, к сожалению, получится, видимо, один или два законопроекта, зато все эти законопроекты про самое главное – про образование. Неслучайно сегодня лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов утром, выступая, говорил именно по этой проблеме, потому что мы прекрасно понимаем: не будет образования – не будет никаких инноваций и, соответственно, никакой модернизации России.

Между тем, мы наблюдаем в последние годы массовое закрытие сельских школ. Точных данных нет ни у кого, я сошлюсь на три различных письма трёх различных заместителей министра образования Российской Федерации.

Письмо господина Фридлянова сообщает нам, что за 2003-2006, за три учебных года, в стране закрыто более 1 тысячи 900 школ. Письмо господина Калины сообщает нам, что в 2007/08 учебном году в Российской Федерации закрыто примерно 2 тысячи 600 сельских школ, итого – на 700 больше за один год, чем за три предыдущих. Однако потом в письме господина Миклушевского со ссылкой на Рособрнадзор сообщается, что в 2008, 2007/08 учебных годах у нас закрыто 644 общеобразовательные школы. Как видите, разница в четыре раза.

Я считаю, что закрытие сельских школ, массовое, катастрофическое закрытие прямо связано с подушевым финансированием и так называемой оптимизацией, которая в последнее время проводится в Российской Федерации, и которая реально для сельских ребят и учителей превращается в пессимизацию, в лишение права на достойное образование.

При этом, уважаемые коллеги, нет никаких доказательств, что укрупнение улучшает качество образования в сельской школе. Более того, у нас это считается само собой разумеющимся, а вот в Соединённых Штатах Америки, которые в данном случае я приведу в пример не потому, что там не закрывают сельские школы, тоже закрывают, но там, по крайней мере, ведутся исследования. И исследователи доказывают, что так называемая однокомнатная или, по-нашему, малокомплектная школа превосходит обычную школу, потому что там дети учат детей. Это даёт особое качество. Потому что там, как показывает статистика, среднее качество образования выше, чем в среднем по обычной большой школе, и, наконец, потому что там формируются отношения семейного типа, которые ничем невозможно заменить.

Мы наблюдаем отечественный сериал "Школа". Одни его жёстко критикуют, другие торопятся его защищать. На мой взгляд, этот сериал представляет собой воспоминание о будущем. Прогноз того, что будет с нашей школой через некоторое время, если мы будем делать то же самое, что делаем в настоящее время.

Уважаемые коллеги, на самом деле существуют альтернативные решения, и я знаю их, как минимум, три альтернативные закрытию сельской школы.

Решение первое разработано одним из институтов Российской академии образования: превращать сельскую малокомплектную школу в социокультурный центр. Между прочим, в селе живут не только дети, но и взрослые, и они нуждаются в культуре.

Решение второе разработано и подтверждено большим опытом макаренковского движения, которое пытается превращать сельские школы в производственно-технические центры на базе новейших технологий, когда ребята ещё и зарабатывают на жизнь себе и собственной школе.

Наконец, решение третье. Я знаю два продвинутых российских университета, точнее, один – университет, одна – академия, которые предлагают превращать школы в современные информационные центры с помощью новейших технологий, любимых нашим президентом, и, таким образом, обеспечивать высокое качество образования на селе.

По моему глубочайшему убеждению, уважаемые коллеги, вопрос о сельской школе – это вопрос не только права на образование, но и национальной безопасности, когда огромная страна превратится в пустынные территории, а это неизбежно, поскольку за сельской школой исчезает и село, мы получим косовский или какой-нибудь аналогичный вариант с высокой вероятностью, хотя, наверное, не через 10, но, может быть, через 30 или 50 лет.

Что касается попыток защитить сельскую школу от закрытия, то в Законе "Об образовании" с 1992 года действует положение, согласно которому сельскую школу можно закрыть только с согласия сельского схода. Однако в последнее время в обход этого положения наши чиновники научились закрывать сельскую школу очень простым способом. Сначала малокомплектные школы превращаются в филиалы большой путём реорганизации, а потом они закрываются, поскольку реорганизацию можно проводить самим, не обращая внимания на сельский сход.

Мне говорят, что законопроект, который я предлагаю, а я предлагаю запретить реорганизацию без согласия сельского схода, что этот законопроект недостаточен, что он не решит всех проблем. Может быть, уважаемые коллеги. Но, знаете, что мне это напоминает? Мне это напоминает историю, когда люди, запускающие акул в море, говорят, что нож ныряльщикам давать не надо, поскольку он неэффективен против зубов акулы. Конечно, мы не сможем с помощью частных законопроектов все проблемы решить, но, по крайней мере, мы хотя бы отчасти перекроем кислород тем, кто пытается сельскую школу закрывать. Короче, кто хочет – ищет решение, кто не хочет – указывает на проблемы.

Вывод, который я хочу сделать, предельно простой. Кто за то, чтобы в России сохранялась сельская школа, должны поддерживать этот законопроект. Кто считает, что сельская школа должна продолжать закрываться в массовом порядке, будут голосовать против. Прошу поддержать. Спасибо, коллеги.

Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь.

Содоклад делает заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Константиновна Роднина.

Роднина И.К. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты, проект федерального закона 175784-5 "О внесении изменения в часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании" внесён депутатами Государственной Думы Смолиным, Лекаревой, Мельниковым, Останиной, Плетнёвой. Авторы предлагают дополнить часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании" положением, не допускающим проведения реорганизации сельского образовательного учреждения без согласия схода жителей населённых пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Целью закона является предотвращение в сложившейся практике ликвидаций сельских образовательных учреждений после проведения их реорганизации в форме присоединения к другому образовательному учреждению. Идея закона заслуживает внимания.

Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, который является соисполнителем по данному законопроекту, дал положительное заключение. Правительство Российской Федерации проект не поддерживает, указывая на то, что внесение в Закон Российской Федерации "Об образовании" изменения, предусмотренного законопроектом, не обеспечит достижения поставленной цели.

Комитет Государственной Думы по образованию разделяет озабоченность авторов законопроекта процессами, происходящими с сельскими образовательными учреждениями, но в то же время отмечает, что эти изменения не связаны с экономической целесообразностью существования малокомплектных школ. Это связано в основном с демографией в нашей стране и, в первую очередь, с сокращением детского контингента на селе, а также с проблемами повышения качества образования, которое легче обеспечивать в более крупных образовательных учреждениях.

Следует отметить, что редакция части пятой статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании" не менялась с момента её принятия, то есть с июня 1992 года и в настоящее время не соответствует положениям принятого в октябре 2003 года Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В пятой главе этого федерального закона, определяющей формы непосредственно осуществления населением местного самоуправления, такая форма, как сход жителей населённых пунктов, не предусмотрена.

Есть понятие "сход граждан", который проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения данного поселения.

Этим же законом организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам и общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесены к вопросам местного значения не поселения, а муниципального района.

Таким образом, вопросы, связанные с проведением схода, предусмотренного Законом Российской Федерации "Об образовании", не имеют легитимного правового регулирования. А предлагаемые изменения не обеспечивают поставленной цели.

Эта проблема требует комплексного подхода и должна решаться в проекте федерального закона "Об образовании Российской Федерации", который в настоящее время готовит Министерство образования и науки Российской Федерации, и который должен заменить действующий в настоящее время Закон Российской Федерации "Об образовании".

На основании вышеизложенного комитет предлагает отклонить представленный законопроект.

Должна сказать, что, когда мы ссылаемся на факты и, особенно, если мы ссылаемся на американское образование, сколько мы всё время слышали здесь замечаний, что мы не можем ориентироваться на это образование, так как оно не лучшее, то должна сказать, что сельское поселение в Соединённых Штатах Америки достаточно разительно отличается от сельского поселения в Российской Федерации. И уровень образования там действительно другой. Я могу на собственном примере сказать, так как два моих ребёнка закончили эту школу. И, когда мы говорим о малокомплектных, то есть однокомнатных школах, то должна сказать, что там преподавателя заменяют видеокассеты. И об уровне этого образования тоже можно ещё спорить. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо. Задержитесь пока на трибуне, Ирина Константиновна, потому что я подозреваю, что могут быть вопросы.

Депутат Локоть, депутат Останина, Плетнёва... 12 депутатов.

Пока первые три фамилии – все из фракции КПРФ. То есть все вопросы из фракции, где и докладчик главный. Вот есть предложение – по два от фракции. Депутат Шлегель предложил по два вопроса от фракции.

Шлегель Р.А. Кстати, я как раз и окончил поселковую школу. Не надо тут, пожалуйста.

Председательствующий. Депутат Иванов Сергей Владимирович и депутат Шлегель, представляющие разные фракции, предлагают по два вопроса от каждой фракции. Включите режим голосования. Ставлю на голосование данное предложение. Покажите результаты голосования.

Решение принято. Пожалуйста, фракция КПРФ. Первая депутат Останина.

Останина Н.А. Уважаемая Ирина Константиновна, я, конечно, с сожалением слышала заключение, которое вы озвучили, вашего комитета. Ещё больше сожалею, что вы лично присоединились к этому заключению.

Вы сказали, что основными критериями реорганизации, то бишь закрытия сельских школ, являются два. Первое. Это казённое слово "сокращение детского контингента", хотя речь идёт о вполне определённых людях – наших детях, которых назвали контингентом.

И второе. Это весьма субъективный подход к тому, что в крупной школе этим детям лучше будет учиться. Это ваша личная позиция, хотя профессионалы говорят иначе.

Но я могу привести ещё один критерий, который выявила прокуратура Кемеровской области. Говорится, что одной из причин закрытия школ является несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, в которых находятся эти школы, то бишь разрушение сельской школы.

И в этой связи скажите, у нас, сколько школ закрыто по причине того, что отсутствуют нормальные условия для обучения сельских учащихся?

Роднина И.К. Вы знаете, я не готова вам ответить в количественном, но я знаю, что действительно такое количество большое, тем более, в первую очередь, они касаются больше всего сельских школ. И вы знаете, сколько у нас детей в последние годы погибало в этих школах, и сколько было проблем.

И поэтому, наверное, и возникла сейчас программа "Наша новая школа", где как раз одним из вопросов ставится не только изменение формы преподавания, но и должно быть строительство новых школ.

Председательствующий. Спасибо.

Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР.

Иванов С.В. Олег Николаевич, у меня вопрос к вам. Скажите, пожалуйста, как вы сказали, кто хочет – ищет варианты, а кто не хочет, тот констатирует невозможность. В условиях отсутствия распределения мы в состоянии, даже если сход откажется закрыть школу, в состоянии обеспечить учителей в этот населённый пункт? Как быть с этим? Как заставлять, чтобы они работали в этом сельском поселении?

Смолин О.Н. Спасибо за вопрос, уважаемый Сергей Владимирович. Конечно, в состоянии. И распределение, кстати сказать, это на данном этапе не лучший способ закрепления учительских кадров, а лучший способ очень простой – это социальные гарантии. Я могу сослаться на примеры из разных регионов. Например, это, правда, не село, это город. Как только Валентина Матвиенко ввела надбавки в городских школах, сделав зарплату в городских школах чуть выше средней по городу, так мгновенно в несколько раз повысилось число выпускников Герценовского Санкт-Петербургского университета, которые пошли в школу.

Кстати, даже в Омской области, которую мы с Ириной Константиновной тут в какой-то степени представляем, в последнее время за счёт того, что стали вводить подъёмные для сельских учителей, доля выпускников педагогического университета, идущих в школы, существенно повысилась. Проблемы нет. Дайте жильё, дайте приличную, даже не говорю высокую, просто приличную зарплату, не отменяйте коммунальные льготы, и проблем не будет.

Балыхин Г.А. У меня вопрос к Олегу Николаевичу. Причём, Олег Николаевич, не как к автору этого законопроекта, а в первую очередь как к заместителю председателя Комитета Государственной Думы по образованию. Скажите, пожалуйста, какое количество школ, а цифры вы называли, в 2009 году были закрыты по причине реорганизации? Спасибо.

Смолин О.Н. Уважаемый Григорий Артёмович! Я не смог получить нормальной статистики из Минобрнауки. Если вы помните, я вам привёл данные из трёх писем трёх заместителей министра, данные второго и третьего писем различаются примерно в четыре раза. Сам я сосчитать, как вы, наверное, догадываетесь, закрытые по причине реорганизации школы не мог. Я только знаю, что в тех регионах, в которых мне приходится общаться, это достаточно массовая практика обхода действующего закона. Спасибо.

Зубов В.М. У меня вопрос к оппонентам данного закона. А сколько предполагается закрыть сельских малокомплектных школ? Если можно, по годам. Нельзя по годам, хотя бы за следующие три года.

Роднина И.К. Я думаю, что это не относится к законопроекту.

Я только одно могу сказать по двум вопросам, которые Олег Николаевич сказал, что мы представляем одну территорию. Но на сегодняшний день я представляю больше эту территорию от "Единой России". По двум его вопросам я ездила в эти районы, где, действительно, сельский сход решил, в основном там бабушки и дедушки – пенсионеры, у которых даже нет внуков, у трети из них нет внуков.

Они решили не закрывать эту школу. Там было всего 18 учащихся. Родители, когда поехали в районную школу и увидели, в каком состоянии та школа и в какую школу должны ходить их дети, они сами обратились в Министерство образования Омской области с просьбой перевести детей в нормальную школу, где есть хорошее питание, где есть компьютеры, где есть все условия, чтобы получать нормальное образование.

Плетнёва Т.В. Прежде всего, позвольте мне поздравить Олега Николаевича Смолина. Он у нас сегодня именинник, и целый день вот так вот сегодня ещё и вдобавок в конце дня получает такие эмоции. (Аплодисменты.) Я думаю, что все мы его любим.

Да, Ирина Константиновна, не все дети, как ваши, могут, конечно, посещать американские школы. Наши дети должны здесь учиться. И правильно это будет.

Хотела бы вас спросить. Вы ссылались на закон 31 о местном самоуправлении. Это, что получается, если жителей в селе менее 100, то это уже село не в счёт, да? Они не имеют права схода? Или я вас не поняла?

Роднина И.К. Поняли. Только не 31-й, а 131 закон. Да, действительно, эти вопросы всё-таки относятся к муниципальным решениям, а не к местным законодательным собраниям.

По поводу вашей реплики, вы знаете, я в Америке оказалась, потому что меня лишили права работы в нашем замечательном государстве. Поэтому мне пришлось уехать и получить предложение работать в Америке.

Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь, Ирина Константиновна.

Есть ли желающие выступить? Есть. От фракции КПРФ – Плетнёва, от фракции ЛДПР – Иванов и от фракции "Справедливая Россия"... Да, Балыхин, Зубов.

Тамара Васильевна Плетнёва от фракции КПРФ. Пожалуйста.

Плетнёва Т.В. Спасибо.

Вот я как раз та самая, которая оканчивала среднюю школу общеобразовательную, над которой сегодня так издевательски говорят с экрана некоторые наши видные деятели. И эта школа позволяла когда-то нам поступить в любой вуз страны, так как было единое образовательное пространство, и мы могли выбрать любой вуз. Конечно, было трудно, мы должны были знать программу школьную и уметь сдать эту программу в вуз.

Коррупции тоже не знаю. Никогда в своей жизни, сколько училась, не представляла, чтобы где-то, чего-то, кому-то можно было платить за то, чтобы получить образование.

Поэтому я, несмотря на то, что мои родители были во время войны высланы, не осуждаю абсолютно за это советскую власть – это была война, мне пришлось учиться в том селе, где было национальностей много, и учителя были прекрасные, я им благодарна. Сейчас в этом селе нет уже школы, и село уже практически не существует, как и многие тысячи сёл, которые сегодня влачат жалкое существование.

Что предлагал Олег Николаевич Смолин? Некоторые даже не понимают, подушевое финансирование, к чему оно привело. Вы знаете, одно время давали: лучшей школе – миллион, а остальных бросили. И этот миллион давали средней школе в районе, а все остальные должны были существовать кое-как. А теперь говорят: "Вы знаете, она ведь выиграла, эта школа, вот в неё мы сейчас вкладывали деньги, там будут учиться наши дети". И начинается повальное закрытие сельских школ.

Правда, в законе есть вот этот пункт, который нам указывает на то, что, если сход решил, то не закрывать, школы не закроют. И вот они хитро действуют сегодня, называют реорганизация. Среднюю школу закрывают, превращают её в девятилетку в основную, а потом, на другой год, без всякого схода заставляют детей идти в другую школу, в шесть утра вставать, дорог совершенно нет, автобусы ломаются. Дети должны ждать потом где-то, в два часа заканчивается у 10-х классов, а малыши ждут их. Вы не представляете вообще, что творится в селе.

Народ стал просыпаться. Родители поднимаются и говорят, что не позволим закрыть. И я рада, что сегодня нам удалось в этом году отстоять школу одну такую в Тамбовской области, где сами родители противились всему этому.

То, что мы сегодня делаем, учителя, поддерживающие "Единую Россию", "Единство" когда-то, "Наш дом – Россия", "Выбор России", они все годы вас поддерживали, сегодня просто проклинают и Государственную Думу, и правительство. Потому что все разговоры о том, что будет лучше, заканчиваются с точностью до наоборот.

А подушевое финансирование, что это такое? Вот сколько детей, столько денег выделим... (Микрофон отключён).

Председательствующий. Спасибо. Истекло время. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.

Иванов С.В. Спасибо, уважаемые коллеги. Вы знаете, я как-то взял карту времён Второй мировой войны, карту боевых действий, поглядел её, а потом решил сравнить с нынешним положением дел. Количество мелких населённых пунктов там сократилось. Как говорится, как корова языком слизала. Их просто нет, перестали существовать. И если уж быть достаточно объективными, то надо сказать, что политика неперспективных деревень не сейчас началась, а довольно давно.

Мы, конечно, руками и ногами за то, чтобы люди жили в селе, люди жили нормально, но, к сожалению, есть такое понятие, не знаю, "халява" или "городской образ жизни", он всегда гораздо привлекательней, чем жизнь в селе, чем вставать утром, идти доить корову, удобства на улице и так далее, и тому подобное.

То, что вы, Олег Николаевич, привели пример по поводу Матвиенко, но они остались-то в Ленинграде, в Санкт-Петербурге, как сейчас называется. Раньше существовал, как вы знаете, спецнабор, то есть люди практически без экзаменов поступали, но знали, что это специальная категория, она обратно возвращалась к себе. Сейчас, к сожалению, из десяти девочек, мальчиков, которые из деревни приедут получать педагогическую специальность, один, дай Бог, если вернётся, остальным нравится жить в городе, потому что там есть всё. Там есть кафе, Интернет, друзья, подруги и так далее, и тому подобное. И на село возвращаются очень мало.

Поэтому мы поддерживаем душой этот законопроект, но, к сожалению, мы не видим причин, по которым он сможет остановить отток жителей из села и повысить качество образования на селе.

Спасибо.

Председательствующий. Депутат Балыхин от фракции "Единая Россия".

Балыхин Г.А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать о том, Олег Николаевич, уважаемый, что вам как заместителю председателя комитета, наверное, известно, и мы оба с вами, и Ирина Константиновна является тоже заместителем председателя комитета, в равной мере отвечаем за ситуацию, которая складывается в сельской школе. И мы с вами прекрасно знаем, и не только мы, все знают, о том, что ровно за десять лет количество учащихся в общеобразовательных школах сократилось ровно на десять миллионов. И мы знаем также о том, что в ближайшие три-четыре года сокращение количества учащихся произойдёт ещё примерно на 25-30 процентов.

Это та демографическая ситуация, это тот демографический провал, который мы сегодня имеем. И я с вами решительно не согласен с тем, когда вы говорите о том, что лучше было бы не объявлять Год учителя, поскольку мы как бы ущемляем права, интересы и не заботимся о наших сельских учителях. Это совершенно не так.

Вот здесь вопрос Нина Александровна задавала: сколько у нас аварийных школ, сколько школ находится в аварийном состоянии, и ответ не получила. Я хочу вам сказать о том, что в 2009 году таких школ было 2,5 тысячи. И вы знаете, что по поручению Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, поручению правительству, было выделено 2,5 миллиарда рублей в прошлом году на ремонт таких школ. И этот ремонт ведётся. Вот на сегодня остаётся порядка 780 таких аварийных школ.

И, если говорить о том, что реорганизацию используют для того, чтобы закрыть школу, вы на этот вопрос не ответили, потому что такой информации у вас нет. Мы не знаем: сколько школ закрыто из того количества, которое здесь приводилось по причине реорганизации.

Но я хочу подчеркнуть, что оптимизация сети, что вот связано с закрытием школ, не носит экономический характер. Я вам совершенно ответственно говорю и как человек, который работал в министерстве и в агентстве, эта проблема связана с повышением качества образования. И вы сами говорите о том, что не факт, что в крупной школе можно получить более высокое качество, а сами в трёх предложениях сказали, что нужно создавать социально-культурные центры. Так вот мы и идём сейчас по этому пути.

И если мы ... (Микрофон отключён).

Председательствующий. Закончилось время.

Пожалуйста, депутат Зубов.

Зубов В.М. Во-первых, я хотел бы обратить внимание на два интересных совпадающих обстоятельства. Мы обсуждаем судьбу наших детей. В сельской местности пока ещё у нас проживают 30 процентов населения. И проблема очень непростая. Прав депутат Иванов: ещё академик Ремашевская 40 лет назад поставила вопрос о неперспективных деревнях. Эта проблема существует. Но где наше телевидение? Никого не интересует эта проблема. Мы принимаем решение по этой проблеме тяжелейшей, и именно по этой проблеме сократить время выступления, побыстрее, поскорее, как будто это решение проблемы.

Теперь насчёт вопроса: а сколько собираются закрыть? Не Смолин должен отвечать на этот вопрос. Должны его оппоненты ответить на основании данных Министерства образования. Это надо отслеживать. Надо отслеживать по регионам. И даже более детально, по районам, как это будет происходить.

Председательствующий. Пожалуйста, Олег Николаевич, вы имеете право на заключительное слово. С места включите микрофон.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович, прежде всего, я хочу поблагодарить всех, кто поддержал законопроект и его поддержит и, в частности, Комитет по делам семьи, женщин и детей.

Во-вторых, я хотел бы коротко ответить на возражения моих оппонентов. Коллеги, неверно, что мы все одинаково отвечаем за положение сельской школы и за её ликвидацию. Вот когда, как нам говорит Президент Медведев, во что трудно верится, у нас появится другая правящая партия, вот тогда она будет отвечать. И если я окажусь в ней, то я буду отвечать за положение сельской школы, а сейчас не я за неё отвечаю и разделять ответственность не намерен.

Далее, уважаемые коллеги. Я ссылался не на американский опыт. Я как раз прекрасно понимаю, что у американцев можно учиться многому, но не школьному образованию. Я ссылался на американские исследования. У нас даже исследований нет по одной простой причине, потому что всем сказали, что ликвидировать школу – это хорошо. И кто пытается заниматься другими исследованиями, тот оказывается в подавляющем меньшинстве.

И последнее, уважаемые коллеги. Вот в стране была ликвидация неграмотности, и открывали сельские школы. Сейчас закрывают сельские школы, и это означает только одно – ликвидацию грамотности. С такой политикой мы ни в какую новую школу не придём, а придём, повторю, в то, что описывается в сериале "Школа". Я прошу поддержать законопроект. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть пятую статьи 34 Закона Российской Федерации "Об образовании". Первое чтение. Включите режим голосования.

Покажите результаты голосования.

Законопроект отклоняется.

Уважаемые коллеги! На этом мы сегодня заканчиваем нашу работу. Все вопросы, не рассмотренные сегодня, переносятся на февраль.