О проекте ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена». Первое чтение

Председательствующий. Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации, статс-секретаря – заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Ивана Васильевича Лобанова. Пожалуйста, Иван Васильевич.

Лобанов И.В. Спасибо большое. Уважаемые коллеги! Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена» разработан в соответствии с планом-графиком внесения изменений, необходимых для совершенствования единого государственного экзамена.

Данный законопроект разработан комиссией при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого государственного экзамена.

Представленным проектом федерального закона предполагается уточнить ряд положений законодательства Российской Федерации в области образования с учётом практики проведения единого государственного экзамена в прошлые годы.

В частности предлагается урегулировать статус контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена, как конфиденциальной информации, которая не подлежит разглашению. В настоящее время каждый комплект экзаменационных материалов, а также каждый вариант КИМ имеет свой индивидуальный номер. За использованием индивидуальных комплектов осуществляется автоматизированный контроль, идентификация работы по штрих-коду или бланк экзаменационных материалов, идентификация участника единого государственного экзамена, выполнявшего данную работу, а также аудитории, в которую был направлен индивидуальный комплект.

Связь уникального номера КИМ с бланками ответов индивидуального комплекта участника единого государственного экзамена осуществляется посредством нанесения на бланке штрих-кодов также уникальных. Информация о соответствии штрих-кодов по всем индивидуальным комплектам с экзаменационными материалами хранится только в соответствующей базе подведомственного Рособрнадзору федерального государственного унитарного предприятия федеральный центр тестирования.

Обеспечение объективности и результатов единого государственного экзамена невозможно без обеспечения безопасности информации, предотвращения несанкционированного доступа и вскрытия экзаменационных материалов, а также определение ответственности при установлении подобных фактов. При этом лица, участвующие в организации и проведении единого государственного экзамена должны будут соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования режима защиты контрольных измерительных материалов, порядок их обработки и использование.

Одновременно в целях обеспечения и соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений во всех формах, в том числе и ЕГЭ, законопроектом вводится институт общественных наблюдателей, которыми могут быть любые граждане, аккредитованные в установленном порядке. При этом на федеральном уровне министерством будет разработано положение о системе общественного наблюдения за соблюдением порядка проведения государственной итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена.

Сейчас участие общественных наблюдателей в проведении государственной аттестации и формы ЕГЭ регулируется подзаконными нормативными правовыми актами, что недостаточно для определения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

В этой связи необходима определённая нормативная правовая база для организации деятельности граждан в качестве общественных наблюдателей, в том числе для реализации их права направлять в государственную экзаменационную комиссию регионального или же федерального уровня, осуществляющую управление в сфере образования, информацию о выявленных нарушениях при организации и проведении экзамена в пункте проведения ЕГЭ, в котором они присутствовали в качестве общественных наблюдателей.

Проект федерального закона также уточняет полномочия Рособрнадзора по проведению ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации. Так законопроектом закрепляется, что единый государственный экзамен за пределами территории Российской Федерации будет проводиться Рособрнадзором совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, имеющими в своём ведении аккредитованные образовательные учреждения, расположенные за пределами Российской Федерации и реализующие образовательные программы среднего полного общего образования.

Кроме этого, уточняются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению и проведению ЕГЭ, в том числе в части подготовки лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, обеспечения хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельства о результатах ЕГЭ, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с полученными ими результатами.

Одновременно с этим проектом федерального закона предусматривается распространение действия правовых норм, регулирующих приём и зачисление граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения.

Данный законопроект не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета. Прошу поддержать представленный проект федерального закона. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Иван Васильевич. Содоклад заместителя председателя Комитета по образованию Ирины Константиновны Родниной. Пожалуйста, Ирина Константиновна.

Роднина И.К. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые депутаты! В представленном вам докладе Ивана Васильевича подробно изложена концепция рассматриваемого законопроекта. Скажу сразу, что наш комитет поддерживает её, и это отражено в нашем заключении.

Остановлюсь на следующем. Опыт проведения единого государственного экзамена и его анализ за последние два года – 2009-й, 2010 год, проведённый Министерством образования, предложения участников организации единого экзамена, а также обращения граждан и образовательных учреждений в комитет привели к необходимости корректировки отдельных норм Федерального закона от 9 февраля 2007 года под номером 17 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части проведения единого экзамена).

Представляемый проект федерального закона разработан во исполнение плана графика внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, разработанные Комиссией при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого экзамена. В работе этой комиссии принимали депутаты – члены нашего комитета Балыхин, Мельников, Смолин.

В представленном заключении комитета отмечаются основные изменения и дополнения, предлагаемые Правительством Российской Федерации в части организации работы по защите конфиденциальной информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах единого экзамена. Уточнение полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования по проведению единого экзамена за пределами территории Российской Федерации.

Разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части проведения единого экзамена, дополненное положением, определяющим статус общественных наблюдателей и их права при проведении государственной аттестации обучающихся.

Кроме того, комитет отмечает важность введения нормы, содержащейся в законопроекте о распространении действий и правовых положений, регулирующих приём и зачисление граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения и во все образовательные учреждения имеющие лицензии, вне зависимости от наличия государственной аккредитации.

Вместе с тем, комитет отмечает, что в представленном законопроекте не нашли отражение предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения единого экзамена, касающиеся ограничений использования экзаменуемыми различных технических средств получения внешней информации и в первую очередь мобильных телефонов. Полагаю, что эти предложения, а также замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Поддерживает законопроект 31 орган законодательной власти и 43 органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Против из поступивших на сегодняшний день нет. Прошу поддержать решение комитета по данному законопроекту и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание.

Председательствующий. Есть ли желающие депутаты выступить по рассматриваемому законопроекту? Вижу. Депутат Смолин. Емельянов, да? Пожалуйста, депутат Смолин.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Хочу сразу сказать, что фракция Компартии Российской Федерации не будет поддерживать этот законопроект. Но на эту трибуну я вышел не ради него, поскольку он имеет преимущественно технический характер, а ради того, чтобы ещё раз привлечь ваше внимание к очень важной проблеме, связанной с единым государственным экзаменом, который во многом теперь определяет характер работы всей нашей школы.

Начну с того, что мы действительно, как сказала Ирина Константиновна Роднина, активно работали в президентской комиссии по проблемам ЕГЭ. Я имею в виду депутатов фракции Компартии, а именно Ивана Ивановича Мельникова и вашего покорного слугу. Правда, в этой комиссии мы представили особое мнение по поводу единого государственного экзамена, с которым каждый при желании может ознакомиться.

Уже здесь было замечено, что этот законопроект не решает нескольких технических задач, хотя он является техническим. Один из технических примеров действительно связан с мобильными телефонами, как отмечено в заключении комитета.

Уважаемые коллеги! Привожу вам пример, чтобы вы понимали, о чём идёт речь. В городе Омске есть опытный учитель математики, «Заслуженный учитель России», который не разделял до сих пор моего мнения, отрицательного мнения о едином государственном экзамене. С этого года она разделяет моё мнение отрицательное о едином государственном экзамене, поскольку, как она сама заявила, в этом году не сдали единый государственный экзамен или плохо его сдали только те, у кого не было мобильных телефонов. Все остальные сдали его весьма успешно.

Приведу вам пример, правда, уже не из математики. Например, на историческом факультете омского госпедуниверситета в прошлом году проходной балл по ЕГЭ составлял 145 баллов, в этом году 208. Если, коллеги, кто-то верит, что в полтора раза можно было улучшить успеваемость за один год, то, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете».

Люди приспособились использовать все возможные средства для того, чтобы улучшать свои проходные баллы. Но более важный вопрос – это вопрос, связанный с идеологией единого государственного экзамена.

Нам в этом зале на прошлой сессии, и в том числе летом, говорили много раз, что ЕГЭ покончил с коррупцией. Кто ещё продолжает в это верить, коллеги, рекомендую вам посмотреть статью такого видного представителя оппозиции как господин Хлопонин, который говорил о Северном Кавказе, а есть республики, в которых одни гении учатся. Кто ещё сомневается, рекомендую вам посмотреть материалы, связанные с решениями Президента Карачаево-Черкесии господина Эбзеева, который давал по этому поводу специальные поручения. И много-много ещё чего другого. Эта иллюзия, конечно, не оправдалась.

Но ещё более важно, на мой взгляд, другое. То, что практически не отмечается в наших средствах массовой информации. Беда в том, коллеги, что единый государственный экзамен уничтожает в России общее образование. Объясняю, почему. Все старшие классы, те ребята, кто поумнее и попродвинутее, перестают учиться, получать общее образование и начинают изучать всеми возможными и невозможными средствами только те предметы, которые им предстоит сдавать по ЕГЭ.

Сибирский город, продвинутая школа. Девушка практически на ходит на занятия в последнем классе, за что её всячески критикуют. Некоторые экстремисты даже предлагают чуть ли не исключить из школы. После чего она успешно (на 100 баллов) сдает два ЕГЭ по двум предметам, после чего её возводят, естественно, в герои дня, она даже поступает в Московский государственный университет. Она поступила правильно, с точки зрения прагматического подхода к ситуации: она учила только то, по чему ей придётся сдавать ЕГЭ. Но общего образования эта девушка не получила.

Коллеги, я вам напомню, кто ещё не помнит, с одной стороны, что в России (по одному из недавних опросов) 33 процента молодых людей думают, что если радиоактивное молоко прокипятить, то радиоактивность исчезает.

А, с другой стороны, коллеги, я вам напомню высказывание не всеми депутатами любимого Альберта Эйнштейна, который сказал, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс. То есть, общее образование потому и общее, что оно даёт человеку актуальную культуру. Мы в этом случае выращиваем узких специалистов. А, как говорил, Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу – полнота его односторонняя». Но при этом в общем смысле мы растим недоразвитых людей. Поэтому мы не принимали и не принимаем тестоподобный единый государственный экзамен. Но, возвращаясь к работе комиссии, в которой мы действительно участвовали, хочу сказать, что в этом году комиссия сделала, по крайней мере, два шага вперёд и, видимо, следующий шаг будет сделан в следующем году.

Какие шаги вперёд были сделаны?

Освобождены от обязательного ЕГЭ те, кто окончил школу до 2009 года, до вступления закона в силу.

Изменён характер ЕГЭ по математике. Математики отказались от наиболее отупляющих тестоподобных заданий так называемой части «А» в едином государственном экзамене. Это правильно.

Более того, недавно здесь, в нашей Государственной Думе, по поручению президентской комиссии я проводил специальную рабочую группу по гуманитарным предметам. Рабочая группа, правда, пока не пришла к выводу о возможности устного ЕГЭ по истории, обществознанию и литературе, но зато, по крайней мере, сделала вывод о необходимости элементов устного ЕГЭ по иностранному языку.

Я думаю, что возможным компромиссом между сторонниками и противниками ЕГЭ было бы как раз исключение отупляющей тестоподобной части «А» из всех предметов, естественно, математических, по крайней мере, и введение элементов устного экзамена по истории, литературе и обществознанию, как это было сделано по иностранному языку.

Что касается данного закона. Он, к сожалению, не решает ни одной из поставленных проблем. С одной стороны, там есть вроде некоторый шаг вперёд – мы вводим институт общественных наблюдателей. Но я боюсь, что в стране, которая занимает 146 место в международном рейтинге коррупции, мы скоро будем принимать закон о наблюдателях над наблюдателями, потом о третьем этаже наблюдателей и далее по тексту.

С другой стороны, этот закон расширяет сферу действия ЕГЭ не только на аккредитованные, но на все образовательные учреждения, имеющие лицензии. Это шаг в неправильном направлении.

Поэтому мы дадим свои поправки к этому законопроекту. Но в целом он представляет собой некоторый бег на месте, хотя Высоцкий говорил, что «бег на месте общепримиряющий». Но мы не можем поддерживать этот законопроект, поскольку, на наш взгляд, он не идёт в сторону рационального компромисса между сторонниками и противниками ЕГЭ в нашей стране. Спасибо.

Результаты голосования

Проголосовало за – 314 чел. (69,8%);

Проголосовало против – 2 чел. (0,4%);

Воздержалось – 0 чел. (0,0%);

Голосовало – 316 чел.

Не голосовало – 134 чел. (29,8%).

Принято.

Результаты голосования по фракциям.