Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе шестого созываО проекте федерального закона «о народном образовании»

О проекте федерального закона «О народном образовании»

Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.

Смолин О.Н., фракция КПРФ.

Уважаемые коллеги! Хочу сообщить вам две новости и, как ни странно, обе хорошие.

Во-первых, сегодня – Татьянин день – день российского студенчества. И я хочу от души поздравить с этим праздником депутатов всех фракций, кто чувствует себя вечными студентами в самом лучшем смысле этого слова, кто никогда не устаёт учиться, в т.ч. и у своих оппонентов!

Вторая новость: фракция КПРФ именно сегодня вносит в Государственную Думу проект федерального закона «О народном образовании». Проект подготовлен КПРФ совместно с общественным движением «Образование – для всех». Он обсуждён сначала на парламентских слушаниях в переполненном Малом зале Думы, затем – на Конгрессе российского образовательного сообщества с участием более тысячи человек, в многочисленных коллективах и на многочисленных конференциях.

На различных сайтах проект при голосовании получил поддержку от 81 до 92 процентов Интернет-сообщества. В то же время официальный проект закона «Об образовании в Российской Федерации» набрал от 1,5 до 4 процентов. Представлению нашего законопроекта была посвящена специальная пресс-конференция 24 января. Мы приглашаем депутатов всех фракций поддержать наш законопроект.

Официальный проект нас абсолютно не устраивает, поскольку мы решительно отвергаем проводимый курс образовательной политики. Этот курс приводит к разрушению интеллектуального и человеческого потенциала страны. Вот лишь некоторые тому свидетельства.

Поздравляя российское студенчество с праздником, мы вынуждены признать: в социальных государствах Европы типа Германии и Франции бесплатно, т.е. на деньги бюджета, учатся 80-90% студентов. В России почти 2/3 вынуждены за образование платить.

По отношению к прожиточному минимуму по сравнению с советскими временами стипендии уменьшились:

в вузе – примерно в 4 раза;

в аспирантуре – примерно в 6,5 раз;

в техникуме – примерно в 8 раз;

в ПТУ – примерно в 11,5 раз.

Не лучше положение в других секторах образования.

Более полутора миллионов детей стоят в очереди в детский сад. Матери выходят на акции протеста и даже объявляют голодовки. А ведь по Конституции дошкольное образование общедоступно и бесплатно. Подчёркиваю: общедоступно!

По официальным данным, 30% школьных болезней связаны с плохим питанием, 90 тыс. парней ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела, а показатели состояния здоровья почти 70% школьников значительно отклоняются от нормы.

По оценкам экспертов, близких к власти, в стране возникли школы-гетто, где сконцентрированы дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

При этом 20% российских старшеклассников не имеют элементарной грамотности чтения: текст читают, а понять не могут. Как говорили раньше, смотрят в книгу, а видят – сами понимаете что.

Система ЕГЭ уничтожает естественную человеческую страсть к познанию.

Вот данные о десятке самых популярных запросов в категории «наука», которые в поисковой системе Google делаются в мире и в России.

В мире:

  1. математика;
  2. Луна;
  3. клетка;
  4. Википедия;
  5. ДНК;
  6. химия (англ.);
  7. математические игры;
  8. физика;
  9. Большой взрыв;
  10. химия (исп.).

В России:

  1. ЕГЭ;
  2. готовые домашние задания;
  3. решебник;
  4. ответы;
  5. результаты ЕГЭ;
  6. Википедия;
  7. ЕГЭ по русскому;
  8. ЕГЭ-2011;
  9. алгебра;
  10. готовые домашние задания по алгебре.

В мире хотят знать, а у нас хотят сдать.

Председатель Правительства России признаёт: средняя зарплата преподавателей высших учебных заведений ниже средней по стране. Но при этом ничего не предлагает. Готов держать пари: другой такой страны вы не найдёте ни в «большой восьмёрке», ни в «большой двадцатке» и вряд ли найдёте в Африке.

Телеканалы, которые демонстрируют номерные «дома», а также интерес, говоря словами Ильи Эренбурга, исключительно к нижней половине человека, вызывают в памяти грустную формулу Зворыкина: телевидение из чуда превратилось в чудовище. И ещё более печальный афоризм Высоцкого: ящик для идиота!

Наш законопроект «О народном образовании», если будет принят, позволит решить не только эти, но и многие другие проблемы отечественного образования.

Когда-то Черчилль утверждал: учителя обладают такой властью, о какой премьер-министры могут только мечтать.

Убеждён: российским педагогам пора вспомнить о том, какой властью они обладают. Для начала они могли бы как члены избирательных комиссий дать себе обещание не вбросить больше ни одного бюллетеня в пользу ни одной партии, как бы их ни пугали или ни подкупали.

И тогда мы получим действительно новое правительство и действительно новую образовательную политику. Её главным принципом должна стать формула древнего Евангелия: знание – свобода!

Видео выступления.