Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВыступления в государственной думе шестого созываО неправомерном протокольном поручении, отмене федерального закона № 83 и новых образовательных стандартов. политическое заявление

О неправомерном протокольном поручении, отмене Федерального закона № 83 и новых образовательных стандартов. Политическое заявление

Председательствует Председатель Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкин.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги!

20 июня в этом зале произошло событие, в прямом смысле не имеющее прецедентов. Большинство Государственной Думы проголосовало за протокольное поручение, адресованное отдельно взятому депутату – Олегу Смолину. Отыне мне удалось стать единственным депутатом, который не только имеет фактический сертификат МВД о том, что он не экстремист, но и единственным, кто удостоился такой персональной чести.

Уважая мнение большинства, уважаемые коллеги, я готов исполнить протокольное поручение, но прежде хотел бы позволить себе три вводных.

Вводная первая. Настоятельно рекомендую депутатам, которые пишут подобные протокольные поручения, выступать и вступать не только в Союз писателей, но иногда и в Союз читателей, в частности, читать статью 60 Регламента, в которой написано, что поручение может даваться исключительно, цитирую: "В целях получения дополнительной информации для подготовки вопросов для рассмотрения палатой". А в протокольном поручении написано совсем другое, а именно: представить информацию, цитирую: "С тем, чтобы передать эти данные в правоохранительные органы". Как сказал бы Высоцкий: "Ошибка вышла, вот о чём молчит наука, хотели кока, а съели Кука". Впрочем предупреждаю, что Кук не всегда бывает съедобным и может вызвать несварение желудка.

Вторая вводная. Читать полезно не только Регламент, но и Конституцию. В поручении предлагается, цитирую: "Запросить и получить у депутата Смолина конкретную информацию по школам, где нарушаются федеральные законы, Конституция РФ в части бесплатного общего образования".

Вообще-то, коллеги, Конституцию полезно читать, тем более депутату, который работает в одном из профильных комитетов, и положено знать, что, к сожалению, наша Конституция в статье 43 не гарантирует гражданам бесплатного общего, то есть полного среднего образования. Она гарантирует только общедоступное бесплатное основное общее и почему-то среднее профессиональное образование. Говоря по-русски, 9-летку, а затем почему-то техникумы и колледжи. Иначе говоря, не нарушая нашей замечательной Конституции, можно перевести на платную основу старшие школы и систему ПТУ.

Конечно, если дело дойдёт, как мы надеемся, до созыва Конституционного Собрания, 43-ю статью Конституции придётся менять.

Вводная третья и главная. Кроме буквы у любого нормативного документа есть ещё и дух, общий смысл. Общий смысл статьи 60 Регламента заключается в том, чтобы депутаты могли получить необходимую для работы информацию от тех внешних структур, которые по характеру своей деятельности обязаны ею располагать.

Полным извращением смысла Регламента является попытка превратить эту статью в средство для того, чтобы загнать в угол депутатов от оппозиции, тем более что загнать удастся далеко не всегда. Помните Райкина: "Вы хотите меня поставить в тупик своими вопросами, а я вас поставлю в тупик своими ответами".

Перехожу к ответам. Авторы поручения хотят получить от меня информацию, попросту говоря, о незаконной коммерциализации образования, о незаконном развитии в нём платных начал.

Но в том-то и беда, коллеги, что коммерциализация государственного образования сейчас сплошь и рядом происходит не вопреки, а благодаря закону. Как писал когда-то Александр Сергеевич Пушкин: "И человека растянуть он позволял не как-нибудь, но в строгих правилах искусства".

Напомню, что в заключении нашего профильного комитета под руководством уважаемого Павла Крашенинникова утверждалось, что Федеральный закон, будущий номер 83, фактически превращает некоммерческие учреждения в разновидность коммерческих организаций. Очевидно, главная задача социальных учреждений образования: лечение, просвещение и развитие личности. Главная задача коммерческих организаций – так называемое оказание услуг, и, следовательно, зарабатывание денег. А теперь перейдём к фактам.

Если бы авторы поручения потрудились зайти в Интернет, они наверняка нашли бы на сайтах передовых, по современным понятиям, школ массу интересного. Открываем сайт школы номер 213 в Санкт-Петербурге. Согласно сайту, школа организует платные услуги для учащихся, в том числе: подготовка к итоговой аттестации выпускников девятых классов по математике в новой форме, только в новой. Подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов по русскому языку в новой форме. Подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку и так далее.

Поскольку все эти ЕГЭ и ГИА предусмотрены стандартом, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова не раз заявляла, что для подготовки к ним дополнительных занятий не требуется, а на платной основе её не должно быть вовсе. Быть может, авторы запроса не умеют пользоваться Интернетом и поэтому обращаются к депутату Смолину?

А теперь давайте заглянем в газеты, например, в "Независимую", там сообщается, что по их данным за последние два года цена так называемых платных услуг в учреждениях дополнительного детского образования, то есть в музыкальных, художественных школах, кружках и так далее, выросла на 30 процентов.

Коллеги, нельзя же совсем буквально понимать завет профессора Преображенского и не читать ни советских, ни антисоветских газет ни перед обедом, ни после ужина, ни вообще... Иногда это полезно. Но главным источником информации для депутатов должны быть его избиратели, прямое общение с людьми.

Случилось так, что прошлый выходной я провёл у друзей в Петербурге и целый день общался с двумя школьницами пятого и третьего классов, Полиной и Аней, обе учатся в школе номер 1. За день узнал больше, чем от экс-министра образования за предшествующие 8 лет выступлений в Государственной Думе, в том числе много забавного, а ещё больше грустного.

Например, мама каждый день возит сестёр в школу 20 минут. Там, где они учатся, плата за обучение по тысяче рублей с человека. В школе рядом с домом плата 10 тысяч рублей. Или – набор учебников для третьего класса стоит полторы тысячи рублей, для пятого больше, учебники толще. Или – недавно девочки ходили в вокальный кружок и неплохо интонируют. Цена по 250 рублей в месяц с человека, а со скидкой – 180. Теперь ходить перестали, слишком дорого.

Коллеги, чем давать протокольные поручения о том, впадает ли Волга в Каспийское море, не проще ли поговорить с детьми. Не зря написано в великой книге: "И сказал Господь: будьте, как дети".

Наконец, о социологии.

Вот опрос портала "SuperJob". 2011 год. На опросе сообщается, что 77% из 1600 опрошенных заявили, что их расходы на образование выросли, в том числе 32%, что выросли значительно, а 10% заявили, что они стали платить за те предметы, которые ещё в предыдущем учебном году были бесплатными.

Вдумайтесь, коллеги. Это Федеральный закон № 83 только ещё начал вступать в силу. А 77% граждан уже заявили о росте расходов на образование. Что будет к 2020 году, когда вступит в силу полный стандарт, стандарт полной средней школы?

Уважаемые коллеги, 20 июня мы предлагали пять позиций. Сегодня предлагаю реализовать хотя бы две из них. А именно, первое: нами собрано более 90 подписей для инициирования процедуры парламентского расследования по стандарту старшей школы. Мы приглашаем депутатов всех фракций, присоединяйтесь к этому письму.

Второе. Ещё раз приглашаю депутатов всех фракций, не только КПРФ и "Справедливой России", но и ЛДПР, и "Единой России", присоединиться к проекту федерального закона "О народном образовании". Дело это, коллеги, не партийное, а общенациональное.

Тем же, кто задумывает очередные протокольные поручения в адрес отдельно взятых депутатов от оппозиции, я позволю себе напомнить притчу, которую несколько лет назад услышал от министра в то время образования Владимира Филиппова.

Пред светлые очи Господа Бога попали двое мужчин. И на вопрос, как они жили, первый сразу ответил, что он грешник. "Ты пил вино?", - спросил Господь. - "Случалось и покрепче". - "Как ты проводил время?" - "Весело. Часто с друзьями, у костра и до самого утра". - "А женщины?" - "Ну, Господь, что ты спрашиваешь, ты же сам мужчина, ты же всё понимаешь". - "В рай", -сказал Господь. И обратился ко второму, который сказал, что он праведник. -"Как? Ты никогда не пил вина?" - "Никогда. Только воду из-под крана". - "А как проводил время?" - "В размышлениях о бренности жизни". "А женщины?" - "Ну, что ты, Господи, в твоей великой книге написано, что это сосуд греха". - "В ад" - сказал Господь. И на удивлённые протесты праведника пояснил: "Бог прощает грехи, но не прощает глупости".

Уважаемые коллеги, в эти дни наши выпускники получают дипломы. Недавно, выступая в Питере в одном продвинутом университете, я процитировал строки замечательного питерского барда Александра Дольского: "Чтобы судьбу как задачку решить, мало постигнуть азы мирозданья. Есть ещё образованье души – самое высшее образованье". И поздравляя выпускников, я хочу сказать здесь, в этом зале, что Федеральный закон № 83, о монетизации духа, должен быть отменён, как и приказ о новом образовательном стандарте.