Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВажнейшие депутатские запросыНе надо «кошмарить» образование (вопросы министру образования а. фурсенко)

Не надо «кошмарить» образование (вопросы министру образования А. Фурсенко)

Депутатский запрос

Министру образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко

Уважаемый Андрей Александрович!

Согласно информации с официального сайта Министерства образования и науки Российской Федерации, на совещании по созданию научно-образовательных центров в Российской Федерации, которое провёл 24 июля 2008 года Президент Российской Федерации Д. Медведев, Вы утверждали следующее.

«Сегодня в России порядка тысячи вузов. Реально конкурентоспособными среди них могут быть порядка ста пятидесяти. Это 15-20% их нынешнего количества». И далее: «в масштабах страны должно остаться до пятидесяти университетов, а вузов – 150-200 максимум». Согласно той же информации, остальные вузы вы предполагаете, либо преобразовать в «средне-профессиональные» учебные заведения, либо просто закрыть.

В этой связи настоятельно прошу Вас ответить на следующие вопросы.

1. Кому принадлежит эта радикальнейшая идея, многократно превосходящая аналогичные предложения Е. Гайдара в начале 1990-х гг.? Назовите авторов поимённо, ибо народ должен знать своих «героев».

2. С каких пор оценка работы вузов производится по их «конкурентоспособности», если Законом РФ «Об образовании» установлено, что его (образования) главная цель – удовлетворение потребностей личности, общества и государства?

3. Кем и на основании каких критериев была измерена так называемая конкурентоспособность? Приведите систему критериев и обоснование применимости результатов их использования.

4. На каком основании в Министерстве образования и науки РФ принято считать, что вузы с большой численностью студентов непременно являются более конкурентоспособными по сравнению с вузами, имеющими меньшую численность?

5. Какие из ныне действующих университетов войдут в число избранных пятидесяти, и по каким критериям будет производиться отбор? Приведите список университетов.

6. Какие из ныне действующих примерно тысячи вузов войдут в число избранных 150-200? Приведите список вузов.

7. На основании каких критериев и какие вузы, не вошедшие в число избранных, станут филиалами университетов, какие – средними профессиональными учебными заведениями, а какие будут закрыты? Приведите списки.

8. Распространяются ли намерения Министерства резко сократить число государственных вузов и на вузы негосударственные?

9. В РСФСР в 1980 г. на 10 тысяч населения приходилось 220 студентов. После «обвала» 1990-х гг. при Ваших предшественниках этот показатель неуклонно рос – со 171 до 206. Однако в последние годы в результате сокращения бюджетного набора он снизился до 199. При этом кандидат в Президенты Российской Федерации Д. Медведев высказывался категорически против сокращения бюджетного образования. Сколько бюджетных студентов на 10 тысяч населения останется в России после введения предложенной Вами очередной «реформы»?

10. Где будет реализовывать своё конституционное право на высшее образование большая часть молодёжи, в особенности из регионов России? Ведь даже при хороших результатах ЕГЭ столичная жизнь им не по карману.

11. Знакомы ли Вы с подготовленным при участии Вашего Министерства проектом « Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», где предложена прямо противоположная линия: примерно 20 процентов бакалавров готовить в образовательных учреждениях среднего профессионального образования?

12. Известно ли Вам, что:

- вклад людей с высшим образованием в производство ВВП в высокоразвитых странах примерно вдвое больше их доли в составе населения?

- образование во всем мире стало основой развития человеческого потенциала, по показателям которого рейтинг России по сравнению с другими странами ухудшается?

- по мнению многих ведущих футурологов, в «общество знаний», («информационное общество») смогут войти лишь те страны, которые обеспечат в составе активного населения не менее 50-60% работников с высшим образованием?

Если да, почему Вы предлагаете идти в прямо противоположном направлении?

13. Приведите примеры государств, в которых реализованы аналогичные «реформы», и анализ их результатов.

14. С какими авторитетными организациями, представляющими интересы образовательного сообщества, предварительно обсуждалась Ваша новая радикальная «инициатива»?

15. Назовите предполагаемые сроки, этапы и механизмы реализации обнародованных Вами планов Министерства.

В заключение от имени общественного движения «Образование – для всех» позволю себе лишь одну оценку. Событие, по поводу которого было сделано известное высказывание Президента Д. Медведева: «не надо кошмарить бизнес», - это детская забава по сравнению с тем, что предлагаете Вы. А потому рискну задать последний вопрос.

В условиях перехода к информационному обществу образование в любой стране нуждается в реформах. Но, конечно, не в таких. И зачем же – «до основанья»?!

Заместитель председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин


Информация о выполнении

Официальный бланк Заместителя министра образования и науки РФ (Минобрнауки России)

Заместителю председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н. Смолину

О модернизации образования

Уважаемый Олег Николаевич!

Минобрнауки России рассмотрело Ваш Депутатский запрос по вопросу высшего профессионального образования и сообщает.

На «Правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 3 сентября 2008 года была прокомментирована экспертная оценка Минобрнауки России, в соответствии с которой количество российских вузов, готовящих действительно высококвалифицированных и востребованных современным обществом выпускников, не превышает 150-200.

В связи с этим одной из основных задач Министерства является разработка новых критериев отнесения высших учебных заведений к университетам, академиям и институтам и определение их соответствия современным требованиям качества подготовки специалистов, которым должно отвечать любое образовательное учреждение высшего профессионального образования, независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности - государственной или негосударственной. Вузы, не соответствующие упомянутым требованиям, должны быть лишены права на образовательную деятельность.

Количество бюджетных мест сегодня составляет 209 человек на 10000 населения. При этом имеется перекос в сторону нескольких гуманитарных профессий - юристов из 7,5 миллиона студентов более 700 тысяч. Минобрнауки России занимается перераспределением бюджетных мест, выделяя больше контрольных цифр приема на те направления подготовки, по которым выпускники будут востребованы рынком труда. Так, в этом году бюджетные места увеличены на транспортные специальности, энергомашиностроение, информационную безопасность и другие направления подготовки в области техники и технологий.

Оптимизация сети учебных заведений ни в коей мере не связана с сокращением бюджетных мест, а студенты за счет средств бюджета должны учиться в вузах, отвечающих современным требованиям к качественному образованию.

Первыми шагами в этом направлении являются создание Сибирского и Южного федеральных университетов, интенсивно идет работа по организации Дальневосточного федерального университета, а также готовятся предложения по созданию сети федеральных университетов в других регионах России, разрабатывается концепция формирования национальных исследовательских университетов.

В отношении конкурентоспособности крупных образовательных комплексов позиция Минобрнауки России основана на рейтинге отечественных университетов и международном опыте, который свидетельствует о востребованности выпускников наиболее крупных вузов.

В последние годы в разных странах наблюдаются процессы интеграции и укрупнения вузов (Бразилия, Китай, Швейцария и др.), в результате чего повышается эффективность использования материальных и человеческих ресурсов, оптимизируется структура образовательных программ и система управления.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленная с участием Минобрнауки России, в части развития кадрового потенциала страны полностью согласована с направлениями совершенствования российского образования.

Исходя из стратегических задач концепции, Правительством Российской Федерации при участии субъектов Российской Федерации, подготовлен проект государственной программы по комплексной модернизации образования на среднесрочную перспективу до 2012 года. Перед началом нового учебного года в регионах на традиционных августовских педсоветах прошло обсуждение актуальных задач программы. Второго сентября этого года проект программы подробно рассматривался на коллегии Минобрнауки России с участием представителей заинтересованных структур, и с учётом состоявшегося обсуждения был доработан и направлен для рассмотрения в Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики.

Более подробно с положениями современной модели образования и соответствующей программы можно ознакомиться на сайте Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru/files/materifls/4674/avgust08.

С уважением, В.В. Миклушевский


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (31 Кб), страница 2 (41 Кб), страница 3 (31 Кб).