Об организации проведения в 2009 году единого государственного экзамена для людей с ограниченными возможностями здоровья

Депутатский запрос

Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л.Н. Глебовой

Уважаемая Любовь Николаевна!

В 2008 году в 36 субъектах Российской Федерации проводилась апробация моделей участия в ЕГЭ по русскому языку отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: с глубокими нарушениями зрения (слепых); с нарушениями зрения (слабовидящих); с нарушениями слуха (глухих); с нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательной системы (за исключением заболеваний верхних конечностей).

В целях организации ЕГЭ для лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых) проведена работа по изданию шрифтом Брайля контрольных измерительных материалов по русскому языку.

С учётом психофизиологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья Рособрнадзором были разработаны и направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, рекомендации, содержащие организационно-технологические условия, обеспечение которых необходимо при организации проведения ЕГЭ для указанных категорий обучающихся.

Финансирование разработки и тиражирования контрольно-измерительных материалов по русскому языку и математике шрифтом Брайля для слепых выпускников осуществлено в 2008 году.

По предварительной оценке учителей школ III — IV видов, часть выпускников 2009 года предполагают проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по следующим предметам: литература, биология, история, обществознание. Возможно также прохождение рядом выпускников с глубоким нарушением зрения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по иностранному языку.

Прошу Вас, уважаемая Любовь Николаевна, решить вопрос с финансированием разработки и тиражирования контрольно-измерительных материалов по указанным предметам (примерные расходы могут составить около 500000 рублей по каждому предмету).

Поскольку Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает возможность прохождения государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоившими образовательную программу среднего (полного) общего образования, в традиционной форме (ч. 4 ст. 15), а также внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные средние специальные и высшие учебные заведения детей-инвалидов и инвалидов I и II групп при условии успешного прохождения вступительных испытаний, прошу Вас при подготовке в новых редакциях порядка приёма граждан в федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и порядок приёма граждан в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования предусмотреть возможность предоставления лицам с ограниченными возможностями здоровья права сдачи вступительных экзаменов в традиционной форме.

Прошу Вас рассмотреть также следующие предложения Совета работников интеллектуального труда Всероссийского общества слепых:

  1. возможность использования при сдаче ЕГЭ лицами с ограниченными возможностями здоровья контрольно-измерительных материалов в электронной форме. Это могло бы решить следующие проблемы: обеспечение кимами шрифтом Брайля для лиц с глубокими нарушениями зрения по предметам, по которым итоговую аттестацию проходят единицы таких выпускников общеобразовательных учреждений, в частности по иностранному языку; возможность централизованной проверки ответов (такая проверка была бы целесообразна, поскольку на местах не всегда достаточно квалифицированных специалистов предметников, являющихся одновременно тифлопедагогами); возможность заполнения КИМов лицами, владеющими набором на компьютере, но неспособными пользоваться ручкой (незрячие, лица с тяжёлыми формами ДЦП, с отсутствием верхних конечностей и т.д.);
  2. определить правила участия в проведении ЕГЭ ассистента для лица, неспособного самостоятельно заполнить КИМы.

С уважением,
заместитель председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин


Информация о выполнении

Официальный бланк Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

Заместителю председателя Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки рассмотрела Ваше обращение по вопросу организации проведения в 2009 году единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых) и сообщает следующее.

1. На 2009 год запланирована организация проведения ЕГЭ для лиц с глубокими нарушениями зрения по следующим общеобразовательным предметам: русский язык, математика, литература, биология, история, обществознание.

Финансирование перевода контрольных измерительных материалов по указанным общеобразовательным предметам на шрифт Брайля будет производиться за счет средств, предусматриваемых на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

2. Проект Порядка приема в государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования, подготовленный Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором, предусматривает, что граждане с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в конкурсе как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, организуемых вузами самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ).

3. Вопросы адаптации экзаменационных материалов и процедур проведения ЕГЭ по иностранным языкам, возможности организации проведения ЕГЭ с использованием персональных компьютеров, а также заполнения бланков ЕГЭ для лиц с ограниченными возможностями здоровья их ассистентами в настоящее время прорабатываются.

Руководитель Л.Н. Глебова


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (57 Кб), страница 2 (12 Кб).