Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВажнейшие депутатские запросыО проблемах оплаты труда педагогических работников города омска

О проблемах оплаты труда педагогических работников города Омска

Депутатский запрос

Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

В связи с неоднократными обращениями председателей районных организаций профсоюза работников народного образования и науки города Омска, а также педагогических коллективов, убедительно прошу Вас дать поручение соответствующим правительственным структурам рассмотреть и, по возможности, решить следующие проблемы оплаты труда педагогических работников учреждений общего и дошкольного образования.

1.  В связи с увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 4330 рублей в месяц с 01.01.2009 согласно Федеральному закону № 91-ФЗ от 24.06.2008, по образовательным учреждениям, финансируемым за счёт средств субвенций областного бюджета (учреждения общего и дошкольного образования), дополнительная потребность города в средствах на оплату труда на 2009 год составляет 118 650,5 тысяч рублей. Однако из-за того, что эти средства из регионального бюджета не были выделены, учреждения общего и дошкольного образования оказались вынужденными провести т.н. организационно-штатные мероприятия, в т.ч.:

•  «оптимизацию» (т.е. сокращение) штатного расписания: в образовательных учреждениях сокращены или перераспределены между педагогами ставки психологов, социальных педагогов, старших вожатых, преподавателей ОБЖ, педагогов дополнительного образования и т.п.;

•  изменения учебных планов и программ: резкое сокращение часов школьного и регионального компонентов, отказ от экспериментальных площадок, ведение занятий только по федеральному базисному учебному плану;

•  переход с 1 марта 2009 года с 6-дневной учебной недели на 5-дневную учебную неделю при сокращении факультативных и элективных курсов;

•  ликвидацию деления классов на подгруппы на уроках иностранного языка и др.;

•  сокращение дополнительных ставок, введённых сверх типовых штатных расписаний;

•  уравнивание по заработной плате квалифицированного педагогического труда и труда технического персонала, которое вызывает, по меньшей мере, недоумение у педагогов.

Тем не менее перечисленные меры не обеспечивают полной потребности в средствах, необходимых на зарплату при новом уровне МРОТ. В таких условиях введение отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ) лишь дискредитирует основную идею этой системы: «оплата труда работников за качество предоставляемых услуг», поскольку стимулирующая часть фонда оплаты труда с 01.01.2009 в образовательных учреждениях города Омска практически отсутствует.

Кроме этого, большинство образовательных учреждений города не имеют возможности оплачивать замещение уроков, обучение больных детей на дому, проверку тетрадей, учебный отпуск студентам-заочникам, компенсации за неблагоприятные условия труда, доплаты за почётные звания и т.п. В этой ситуации руководители предлагают учителям отгулы вместо оплаты. Вряд ли такая «оптимизация» улучшит учебно-воспитательный процесс в школе.

2. При введении ОСОТ уровень норматива подушевого финансирования (НПФ) в регионе и городе оказался крайне низким, а гарантированные базовые оклады педагогических работников вообще отсутствуют. При переводе школ на нормативно-подушевое финансирование объём средств, выделяемых школе, напрямую зависит от количества обучающихся в ней детей. В таких условиях особенно трудно приходится школам, где из-за демографической «ямы» оказывается лишь небольшое количество учащихся. Такие школы стремятся либо закрыть, либо превратить в филиалы более крупных образовательных учреждений. Реализация официальной позиции Министерства образования Омской области по «оптимизации» муниципальной образовательной сети может через некоторое время привести к ситуации, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования: существующие детские сады переполнены, несколько тысяч детей ждут своей очереди, а, по оценкам мэрии города, необходимо построить около 80 новых дошкольных учреждений.

Норматив подушевого финансирования в Омской области установлен образовательным учреждениям города в соответствии с законом Омской области «О государственной политике Омской области в сфере образования».

Например:

Вид общеобразовательного учреждения

Величина НПФ на городского школьника на оплату труда работников (рублей в год)

Величина НПФ на городского школьника на приобретение технических средств, учебных пособий, учебников (рублей в год)

Средняя общеобразовательная школа

7328

104

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

7454

104

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

5635

104

Гимназия

8246

104

Для сравнения, НПФ в соседних регионах (информация сайта www.kpmo.ru по состоянию на 17.02.2009):

Свердловская область – 28 498 рублей,

Новосибирская область – 20 100 рублей,

Томская область – 18 400 рублей,

Республика Алтай – 16 710 рублей.

Если же обратиться к российскому опыту, картина окажется следующей:

Московская область – 33 288 руб.

Республика Саха (Якутия) – 32 812 руб.

Саратовская область – 21 779 руб.

Калининградская область – 21 045 руб.

Амурская область – 8 555 руб.

Новгородская область – 7 917 руб.

Таким образом, среди всех регионов, данные о которых удалось найти, город Омск занимает по НПФ последнее место среди региональных центров.

Как отвечают в Министерстве образования Омской области, НПФ рассчитан, исходя из финансовых возможностей региона. Однако право ребёнка на образование и оплата учительского труда не должны зависеть от того, где им выпало родиться или работать.

Здоровье общества зависит от уровня образованности и культуры. Завтрашний день – от молодого поколения, которое через короткое время возьмёт на себя ответственность за судьбу страны. Чем надёжнее защищён учитель, тем лучше будет ученику, и наоборот.

Главным итогом реформирования системы оплаты труда должно стать её значительное повышение. Только в этом случае общество вправе спросить с педагога за качество его работы с детьми. Однако заработная плата педагогов города Омска с введением ОСОТ будет значительно отличаться уже не только от её уровня в соседних городах, но и в соседних школах при равном объёме и качестве труда.

При отсутствии гарантированных государством базовых окладов в городские образовательные учреждения направлены методические рекомендации в соответствии с постановлением Мэра г. Омска от 26.12.2008 № 1175-п «Об отраслевой системе оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска». Цитирую: «при условии наличия необходимого объема финансовых средств размеры окладов, ставок заработной платы работников могут устанавливаться ниже или выше рекомендуемых размеров».

При этом рекомендуемый размер оклада учителя – 4000 рублей. Решение же по определению конкретных окладов и ставок работникам переложено на плечи руководителей образовательных учреждений.

Уважаемый Владимир Владимирович! В связи с изложенным убедительно прошу Вас в канун Года Учителя поручить соответствующим структурам Правительства РФ:

1) незамедлительно установить федеральные гарантии оплаты труда для работников образовательных учреждений и, в частности, определить для них гарантированные базовые оклады;

2) провести проверку состояния бюджета Омской области и выявить причины установления крайне низких нормативов финансирования образования в расчёте на 1 ученика, особенно в г. Омске;

3) при недостаточности внутренних резервов областного бюджета выделить из федерального бюджета дополнительные средства, обеспечивающие достойный уровень оплаты педагогического труда и переход на её отраслевую систему.

С уважением, О.Н. Смолин


Информация о выполнении

Официальный бланк Правительства Российской Федерации

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

На ваш запрос направляю подготовленную Минобрнауки России информацию, посвящённую вопросу оплаты труда педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования.

Приложение: на 6 листах.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. Жуков


Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину

Минобрнауки России рассмотрело вопрос об оплате труда педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования Омской области и сообщает.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Системы оплаты труда работников в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

  • государственными учреждениями субъектов Российской Федерации – за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • муниципальными учреждениями – за счёт средств местных бюджетов (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации).

Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (подпункт 1 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании», подпункт 11 пункта 1 статьи 15, подпункт 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131— ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования также относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (подпункт 2 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании», подпункт 11 пункта 1 статьи 15, подпункт 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений (пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного, в том числе начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе и на оплату труда работников общеобразовательных учреждений в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (подпункт 6.1. пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

На основании изложенного вопросы оплаты труда (в том числе вопросы её увеличения) педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений находятся в компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (за исключением учреждений регионального значения) – в компетенции органов местного самоуправления; региональных образовательных учреждений дополнительного образования детей – в компетенции субъектов Российской Федерации.

Министерством рекомендованы для использования в субъектах Российской Федерации:

  • модельная методика введения нормативного подушевого финансирования общего образования (письмо Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. № АФ-213/03), предусматривающая недопущение снижения фактически сложившегося финансирования системы образования, направление высвободившихся средств на повышение нормативов финансирования, а также поэтапное увеличение финансирования образования по мере повышения эффективности соответствующих бюджетных расходов;
  • модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (письмо от 26 ноября 2007 г. № ИК-244/03), предусматривающая неснижение заработной платы педагогических работников при сохранении нагрузки;
  • методические рекомендации по внедрению в дошкольных образовательных учреждениях в 2008-2009 годах систем оплаты труда, принципы которых апробированы в некоторых субъектах Российской Федерации в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования (письмо от 31 марта 2008 г. № 03-599);
  • методические рекомендации по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений (письмо от 1 декабря 2008 г. № 03-2782).

В соответствии с модельной методикой введения нормативного подушевого финансирования общего образования, рекомендованной Минобрнауки России, региональный расчетный подушевой норматив – это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования, в расчете на одного обучающегося. Фактические удельные расходы на реализацию гарантий прав граждан на получение общего образования превышают это расчетное минимальное значение. В частности, в рамках модельной методики на переходный период предусматриваются адаптационные надбавки и коэффициенты, обеспечивающие неснижение финансирования учреждения при сохранении объема оказываемых им образовательных услуг. По мере развития сети учреждений и выравнивания условий предоставления образования расчетный норматив повышается, как за счет уменьшения адаптационных надбавок, так и за счет повышения вклада образования в социально-экономическое развитие региона. Кроме того, модельной методикой не рекомендовано разделение норматива финансирования общего образования на норматив на оплату труда и норматив на учебные расходы.

Законом Омской области «О государственной политике Омской области в сфере образования» в регионе установлены поправочные коэффициенты к нормативам, учитывающие фактические расходы.

В части выделения дополнительных средств федерального бюджета для обеспечения достойного уровня оплаты труда педагогических работников Минобрнауки России сообщает, что выделение указанных средств может быть предусмотрено в рамках государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (далее – КПМО). В соответствии с конкурсной заявкой Омской области, представленной на конкурсный отбор субъектов Российской Федерации, внедряющих КПМО, нормативы финансирования общеобразовательных учреждений Омской области, являющиеся основой для расчета субвенций на реализацию государственных образовательных стандартов общего образования, установлены областным законом на основе фактически сложившихся расходов на образование. В связи с этим конкурсная заявка Омской области была отклонена, поскольку в ней не были представлены обязательства по повышению зарплат учителей.

В соответствии с отчетностью по кассовому исполнению, размещенной на сайте Федерального казначейства, фактические расходы на общее образование в расчете на одного ученика (включая коммунальные расходы и расходы на текущий ремонт) в Омской области в 2008 году составили 27 тыс. рублей. Это значение не так сильно отличается от значения аналогичного показателя по другим регионам, как региональный норматив. По данным, представленным Омской областью в рамках мониторинга введения новой системы оплаты труда, проводимого Минобрнауки России совместно с профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации, по состоянию на конец 2008 года, в Омской области были переведены на новую систему оплаты труда (далее – НСОТ) 1,3% общеобразовательных учреждений. Средняя зарплата учителей в 2008 году составила 12116 рублей, в том числе у 10 процентов самых низкооплачиваемых – 6409 рублей, у 10 процентов самых высокооплачиваемых – 16819 рублей. Это сопоставимо со значениями аналогичных показателей в других регионах.

В части проведения проверки состояния бюджета Омской области и выявления причин установления низких нормативов Минобрнауки России сообщает, что в рамках оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2007 г. № 825, Омская область занимает 64 место в рейтинге субъектов Российской Федерации.

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации И.И. Калина


Электронная копия документа (15 Кб откроется в новом окне).