Смолин Олег Николаевич
СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяГосдума: сцена и кулисыВажнейшие депутатские запросыОб индексации страховых пенсий работающих граждан и «доиндексации» всех пенсий в соответствии с уровнем инфляции

Об индексации страховых пенсий работающих граждан и «доиндексации» всех пенсий в соответствии с уровнем инфляции

Депутатский запрос

Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Направляю Вам обращения работников системы образования города Омска, собранные и переданные мне лидерами Омской областной организации Профсоюза образования РФ.

Разделяя позицию авторов обращений, хочу обратить Ваше внимание на негативные последствия решения об отказе от индексации пенсий работающим гражданам, принятого Правительством РФ и поддержанного большинством Государственной Думы.

Среди таких последствий:

•  снижение жизненного уровня работающих пенсионеров. По официальным данным, инфляция в 2015 году составила 12,9%, а их пенсии остались на прежнем уровне, т.е. фактически снизились в том же размере;

•  снижение платежеспособного спроса, особенно на отечественную сельскохозяйственную продукцию. Поскольку именно ее преимущественно покупают граждане с низкими и средними доходами, развитие отечественного сельского хозяйства искусственно сдерживается;

•  стимулирование пенсионеров, особенно с низкой заработной платой, к отказу от работы. Поскольку к низко оплачиваемым категориям работников относится практически весь технический персонал учреждений образования, медицины и культуры, эти учреждения могут столкнуться с дефицитом таких работников. Между тем, в России соотношение работающего и неработающего населения и без того крайне неблагоприятно;

•  снижение доверия граждан к государству, Правительству и Парламенту, которые взяли на себя обязательства индексировать пенсии работающим в полном объеме, а затем от этих обязательств отказываются. На мой взгляд, это противоречит пункту 2 статьи 55 Конституции РФ.

Хочу отметить, что на «Правительственном часе» в Госдуме 24 февраля 2016 года, отвечая на мой вопрос, заместитель председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец не исключала возможности так называемой доиндексации пенсий в середине текущего года. Надеюсь, Вы поддержите эту позицию социального блока в Правительстве.

Полагаю, что вопрос, поставленный членами Омской областной организации Профсоюза образования РФ, имеет не местное, но общероссийское значение.

Прошу Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, в интересах сохранения уровня жизни граждан и поддержания социальной стабильности в обществе, принять решение об индексации страховых пенсий работающих граждан и «доиндексации» всех пенсий в соответствии с уровнем инфляции.

Приложение: обращения работников системы образования города Омска

С уважением, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ О.Н. Смолин


Депутату Государственной Думы
Смолину Олегу Николаевичу
Авраменко Елены Александровны,
бухгалтера БДОУ г. Омска
«Детский сад № 176»,
г. Омск-119, ул.Лукашевича, 23

Уважаемый Олег Николаевич!

Вынуждена обратиться к Вам, как председатель первичной профсоюзной организации детского сада № 176, как бухгалтер, как пенсионер. При выходе на заслуженную пенсию по возрасту в августе 2015 года, имея общий трудовой стаж работы более 37 лет, а в данном детском саду – 29 лет, мне назначена пенсия 7752 рубля 50 копеек. Как ветерану труда по Омской области назначена доплата 512 рублей. Вот так, работая всю жизнь в бюджетной сфере, получая назначенную государством заработную плату, при выходе на заслуженный отдых с пенсией в 8264,50 рублей в месяц, поняла, что мне еще долго нужно продолжать работать.

Надежды были, что хоть по чуть-чуть, но пенсия бы «подрастала», благодаря индексации!

Но с выходом Федерального закона № 385-ФЭ «О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» надежды не оправдались. Считаю, что этот закон предусматривает ряд положений, которые содержат дискриминационный подход к индексации страховых пенсий работающих пенсионеров. Мы вынуждены продолжать работать, так как заработанная нами за долгие годы пенсия не дает возможности не просто достойно жить, а выживать.

Прошу передать большую просьбу депутатам Государственной Думы, чтобы индексация пенсий работающим пенсионерам была восстановлена.

14.03.2016.

С уважением, Авраменко Елена Александровна

И таких писем более 100.


Информация о выполнении

Официальный бланк Правительства Российской Федерации

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину

На № ОС9/148 от 25 апреля 2016 г.

Уважаемый Олег Николаевич!

В связи с Вашим депутатским запросом по обращению работников системы образования г. Омска по вопросу индексации пенсий направляем ответ, подготовленный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приложение: на 3 л.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации О. Голодец


Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
шестого созыва

О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрев совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации обращения работников системы образования города Омска по вопросу неиндексации пенсий работающим пенсионерам и «доиндексации» пенсий во второй половине 2016 года, сообщает.

Что касается вопроса о неосуществлении индексации страховых пенсий работающим пенсионерам, необходимо отметить, что по своей правовой природе выплата страховых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка, должна быть связана с получением заработка.

Целевое предназначение страховых пенсий - предоставление гражданину средств к существованию, который в силу нетрудоспособности, связанной, в том числе с пожилым возрастом, не имеет возможности трудиться и утратил заработок.

А выплата пенсий при наличии заработка является мерой льготного характера.

Практика ограничения выплаты пенсии в период работы отдельным категориям пенсионеров существовала и в советский период.

Вместе с тем, понимая интересы наших граждан, решено в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ) сохранить эту льготную меру, при этом лишь несколько ограничив размер пенсий работающим пенсионерам на сумму индексации.

В этой связи Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № Э85-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № Э85-ФЗ) внесены изменения в пенсионное законодательство в отношении работающих пенсионеров, в части неосуществления индексации их пенсий в период оплачиваемой работы. При прекращении работы, размер их пенсий будет «осовременен» с учетом всех прошедших за период работы индексаций.

Таким образом, после прекращения трудовой деятельности страховая пенсия будет выплачиваться в полном объеме.

При этом в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ сохранена норма о ежегодном перерасчете пенсии работающим пенсионерам с 1 августа.

Относительно вопроса «доиндексации» пенсий во второй половине 2016 года сообщается, что основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению регулируются Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно законодательству, действовавшему до 2016 года, пенсии ежегодно индексировались на индекс роста потребительских цен за
прошедший год (т.е. на индекс роста инфляции):

– с 1 февраля индексация страховых пенсий производилась на индекс роста потребительских цен за прошедший год;

– с 1 апреля индексация социальных пенсий производилась с учетом темпа роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за предыдущий год.

Так, в 2015 году с 1 февраля осуществлена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии на 11,4 процента. Стоимость одного пенсионного коэффициента также проиндексирована на 11,4 процента.

С 1 апреля 2015 года с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации индексация социальных пенсий составила 10,3 процента.

В условиях сложившейся экономической ситуации в стране, принятым Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 385-Ф3 изменен на 2016 год порядок ежегодной индексации страховых и социальных пенсий, в связи с чем осуществлена индексация страховых пенсий с 1 февраля 2016 года на 4 процента, а также проведена индексация социальных пенсий с 1 апреля 2016 года на 4 процента.

Корректировка стоимости одного пенсионного коэффициента, вопрос индексации размеров социальных пенсий, а также увеличения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, будет рассматриваться по итогам первого полугодия 2016 года. В связи с чем, принятие решения по данному вопросу в настоящее время преждевременно.

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЭ, решение по возможным вариантам проведения во втором полугодии 2016 года дополнительной индексации страховых и социальных пенсий будет принято по итогам первого полугодия 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере, исходя из возможностей федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (21 Кб), страница 2 (38 Кб), страница 3 (47 Кб), страница 4 (34 Кб).