О возможности получения высшего образования в заочной форме обучения

Депутатский запрос

Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову

Уважаемый Дмитрий Викторович!

В одном из последних интервью телеканалу «Россия – 1» Руководитель Рособрнадзора России С.С. Кравцов сообщил о планах исключить с 1 сентября 2016 года возможность получения высшего образования в заочной форме обучения по таким популярным направлениям подготовки, как экономисты, юристы, менеджеры, государственное и муниципальное управление.

В связи с этим ко мне поступают многочисленные обращения образовательных организаций, а также студентов и их родителей, обеспокоенных этой информацией. Кроме того, из интервью непонятно идет ли речь только о заочном образовании или также об использовании дистанционных образовательных технологий при других формах обучения.

Необходимо заметить, что в настоящее время прием на обучение по направлениям подготовки юристов, экономистов, менеджеров в российские вузы идет на формы обучения согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе по заочной форме обучения, в том числе на места, финансируемые из Федерального бюджета, в соответствии с утвержденными Минобрнауки России контрольными цифрами приема.

В то же время действуют десятки тысяч ранее заключенных договоров со студентами, в том числе гражданами иностранных государств, принятыми до 2016 года на обучение по указанным направлениям подготовки по заочной форме.

Особенное беспокойство вызывает перспектива неизбежного резкого сокращения числа обучающихся в российских вузах иностранных граждан. Обращаю Ваше внимание на то, что для большинства иностранных граждан заочное обучение является единственной возможностью получения российского образования, образования на русском языке. Лишившись этой возможности, иностранные абитуриенты будут вынуждены поступать на обучение в университеты других стран, получать обучение не на русском языке, что будет иметь крайне негативные последствия. Кроме того, это будет прямо противоречить цели развития образования на русском языке в глобальном масштабе.

Хотелось бы напомнить, что Президент России В.В. Путин заявлял в послании Федеральному Собранию Российской Федерации о том, что дистанционное образование на русском языке должно быть доступно для молодежи стран СНГ и для наших соотечественников во всем мире.

Исходя из того, что внесение изменений в соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты (или принятие новых стандартов) относится к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации, прошу Вас сообщить следующее.

Смогут ли получить (завершить получение) высшее образование по упомянутым направлениям подготовки (специальностям) в заочной форме студенты, принятые на обучение до 1 сентября 2016 года, а также студенты, принятые до 1 сентября 2016 года на обучение по очной и очно-заочной (вечерней) формам с использованием дистанционных образовательных технологий по указанным направлениям подготовки (специальностям)?

Выражаю надежду на то, что решение по данному вопросу будет принято с учётом всех аспектов этой непростой проблемы.

С уважением, О.Н. Смолин


Информация о выполнении

Официальный бланк Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России)

Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину

О рассмотрении депутатского запроса
На № ОС5/389 от 7 июля 2016 г.

Уважаемый Олег Николаевич!

Минобрнауки России рассмотрело Ваш запрос о планах исключить с 1 сентября 2016 года возможность получения высшего образования в заочной форме по некоторым направлениям подготовки и в части своей компетенции сообщает следующее.

Статьей 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлено, что прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии Законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Согласно статье 17 Закона в Российской Федерации образование может быть получено:

  1. в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  2. вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Формы получения образования и формы обучения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, утвержденными образовательными организациями самостоятельно, если такое право установлено Законом.

Статьей 13 Закона определено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

В соответствии со статьей 16 Закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ не зависит от формы обучения.

Одновременно с этим сообщаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 утверждены Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений (далее – Правила). Согласно Правилам Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов и вносимых в стандарты изменений (далее – проекты) с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей (далее – разработчики), а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц, разработку по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации проектов стандартов ассистентуры-стажировки и по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации проектов стандартов ординатуры.

Министерство образования и науки Российской Федерации с целью рассмотрения проектов создает совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (далее – совет) и рабочие группы по стандартам общего образования, по стандартам среднего профессионального образования, по стандартам высшего образования, а также рабочую группу по рассмотрению проектов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну (далее – рабочие группы), в состав которых входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций. Совет рассматривает проекты на заседаниях, проводимых по мере необходимости. Совет и рабочие группы действуют на основе положения, утверждаемого Министерством.

Министерство образования и науки Российской Федерации организует разработку проектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Министерство образования и науки Российской Федерации не менее чем за 2 месяца до даты заседания совета, на котором планируется рассмотреть проекты, размещает их на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сайт) для информирования общественности и обеспечения рассмотрения проектов заинтересованными организациями и гражданами, за исключением проектов, указанных в Правилах.

Проекты могут быть разработаны в инициативном порядке на безвозмездной основе.

Министерство образования и науки Российской Федерации организует проведение независимой экспертизы проектов организациями, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее – независимые эксперты):

а) объединениями работодателей, научными и иными организациями, осуществляющими деятельность в соответствующей сфере, – в отношении проектов, касающихся среднего профессионального и высшего образования;

б) общественными организациями, действующими в системе общего образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, – в отношении проектов, касающихся общего образования;

в) Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, – в отношении проектов, содержащих вопросы подготовки граждан к военной службе.

В целях проведения независимой экспертизы Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 7 дней со дня размещения проектов на сайте направляет проекты независимым экспертам.

Независимый эксперт проводит экспертизу проекта (проекта стандарта профессионального образования или вносимых в указанный стандарт изменений, в том числе в части учета положений соответствующих профессиональных стандартов) и направляет в Министерство экспертное заключение по форме, установленной Министерством (далее – экспертное заключение), подписанное руководителем или уполномоченным им должностным лицом, в течение 15 дней со дня получения проекта.

По результатам рассмотрения проекта совет принимает одну из следующих рекомендаций Министерству образования и науки Российской Федерации:

утвердить проект;

отклонить проект;

направить проект на доработку с последующим утверждением;

направить проект на доработку с последующим повторным рассмотрением.

Решение совета оформляется протоколом, который направляется в Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 5 дней со дня проведения заседания совета.

Министерство образования и науки Российской Федерации на основании рекомендаций совета, содержащихся в протоколе, в течение 10 дней принимает одно из следующих решений:

утвердить проект;

отклонить проект;

направить проект на доработку с последующим утверждением;

направить проект на доработку с последующим повторным рассмотрением.

Стандарт утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Таким образом, утверждению стандартов предшествует значительная подготовительная работа и вопрос реализации тех или иных направлений подготовки (специальностей) в той или ной форме обучения проходит всестороннее обсуждение. В настоящее время в Минобрнауки России отсутствуют разработанные проекты федеральных государственных образовательных стандартов, отменяющих заочную форму обучения.

В случае разработки и утверждения стандарта с установленными ограничениями по получению высшего образования по тем или иным направлениям подготовки и специальностям в заочной форме, лицам, принятым на обучение до вступления в силу такого стандарта, будет предоставлено право обучаться до завершения освоения образовательных программ по тем формам обучения, по которым они были приняты на обучение. Таким образом, права лиц, принятых на обучение до вступления в силу нового стандарта, не будут ущемлены.

Заместитель министра А.А. Климов


Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (42 Кб), страница 2 (44 Кб), страница 3 (48 Кб), страница 4 (41 Кб), страница 5 (42 Кб).