СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяРешая проблемы избирателейПисьма из московской и омской областейБлагодарность за активную позицию в отношении бесплатности групп продленного дня

Благодарность за активную позицию в отношении бесплатности групп продленного дня

Первому заместителю Председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию О.Н. Смолину

Уважаемый Олег Николаевич!

Спасибо Вам большое за активную позицию в отношении бесплатной группы продленного дня. Для родителей, которые работают преподавателями сельхозвуза с заработной платой 15-25 тыс. руб. в месяц, платить 4 тыс. за продлёнку, за обед 2 тыс, доп. услуги - иностранный язык, танцы и т.д. - это слишком! Мы отправили обращение в Департамент образования, чтобы они разобрались с ситуацией. Надеемся на Вашу поддержку. Еще раз спасибо!

С уважением, группа родителей школ САО Москвы, Тимирязевского района


Вспомним о разработанной Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Группы продленного дня должны стать, по мнению многих родителей, неотъемлемой частью общей демографической программы и не подлежать ревизии. Проблема в том, что произошла подмена понятий: «Группа продленного дня» – это куда ходили в советское время, будучи детьми, наши депутаты, высокопоставленные чины, бизнесмены и выросли здоровыми, умными и работоспособными гражданами. А понятие «Присмотр и уход» появилось, как всегда, от желания перенять мировой опыт, стремясь к западной системе образования, ломая свою родную и понятную систему образования. И что получилось – объявили в этом новом учебном году на второй неделе сентября родителям цены за продленку, так они, почему-то, у всех школ разные и за что конкретно установлены, не разъяснили.

Будем разбираться! Присмотр и уход включает комплекс услуг, в т.ч. хозяйственной деятельности (размещение детских кроватей, смена постельного белья), наличие предметов личной гигиены (мыло, полотенца, бумага), питание (обед, полдник), организация досуга (игровые комнаты, игровой инвентарь). В настоящее время этого всего в школе нет, кроме обеда, за который и так платят родители, мыло, бумага – из денег родительского комитета, занятия по иностранному языку, танцы и т.д. по выбору – отдельная оплата по договору об оказании платных услуг. Причём важно отметить, что услугу присмотра и ухода предоставляет воспитатель, в обязанности которого не входит контроль за выполнением домашнего задания, т.е. за 1 час самоподготовки родители платить не должны. Поэтому абсолютно не понятно за что платить 4, 6 или 10 тысяч рублей уже с 1 октября.

Очевидно, что сначала Департамент образования, во исполнение ФЗ об образовании в части предоставления услуги присмотра и ухода, должен был разработать единый норматив:

– типовое положение о взимании платы,

– типовое положение о группе продленного дня,

– установить единые расценки для школ в зависимости от региона,

– обеспечить финансирование школ для реализации Постановления Главгоссанврача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10. Приложение 6 «Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня» и т.д. и только после этого приказом доводить до директоров школ. А у нас, как всегда, все наоборот!

Платные группы продленного дня это новый виток вредительства нашей российской системе, так считают многие родители и особенно бюджетники. Мы еще не разобрались с содержанием учебников – «Кто в лес, кто по дрова?»; с «бортовым» питанием в школах – «Ешьте дети разогретую еду пролонгированного срока действия из вакуумных упаковок на здоровье!»; с оплатой за обеды, которые перевели на предоплату – «Ребенок неожиданно заболел – всё равно плати, даже если вы и не ели!»; с автоматизированными карточками прохода в школу, которые дети всё время теряют; с электронными журналами; со школьной формой – где дошли до маразма – «Только синяя и только светло-синяя форма, только белые колготки и никакие иные!». Такое ощущение, что каждый вновь пришедший чиновник пытается «изобрести велосипед», чтобы его имя запомнилось или чтобы эффективный контракт не потерять. Столько накрутили, что у родителей волосы дыбом стоят!

Надо всем успокоиться и вспомнить о посланиях Президента России Федеральному собранию РФ в 2007 и 2008 гг., где было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». ВОТ ЧТО ВАЖНО!

Ключевая роль отводится, несомненно, качественному образованию в духовно-нравственном объединении российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, государству, настоящему и будущему своей страны. Не секрет, что ценности личности формируются в семье, трудовых, армейских и других коллективах и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. В этом смысле именно группа продленного дня должна стать ключевым фактором формирования свойств духовно-нравственной развитой личности школьника, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – это и есть важнейшее условие успешного развития России, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Не нужно забывать, что Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Государство совсем упускает из виду, что воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его в культуру общества, а группа продленного дня – одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач, способствует организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы. И задача продленки в том, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Именно государство должно нести ответственность за формирование личности маленького гражданина России, его духовно-нравственное воспитание и его вхождение в социум.

В итоге всё просто – необходимо четко определить, что группа продленного дня это социозначимая услуга, одна из форм социальной защиты населения и самое главное – одна из первоочередных задач государства – развитие личности маленького Гражданина России!

Однозначно необходимо внести изменение в Закон об образовании. Если этого вовремя не сделать, будем пожинать плоды беспризорщины с ключами на шее, пока в официальных пафосных громких речах государственники глаголят о том, что дети – это достояние нашей нации, потенциальный резерв государства! А по факту, будущее нашего государства зависит от непосильной ноши родителей. Очень грустно, очень...