СВОБОДА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРУД – КУЛЬТУРА
  • депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке;
  • доктор философских наук, академик РАО;
  • председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»;
  • вице-президент Паралимпийского комитета России;
  • вице-президент Всероссийского общества слепых.
ГОСДУМА I–VI СОЗЫВА (1999–2016 гг)
ГлавнаяОбщероссийское движение «образование – для всех» (одв)Отчёты о мероприятиях омского отделения одвВысшее образование и работодатели: проблемы и перспективы

Высшее образование и работодатели: проблемы и перспективы

13 декабря 2005 года в Омском государственном педагогическом университете состоялись третьи региональные общественные слушания на тему «Высшее образование и работодатели: проблемы и перспективы», организованные Омским отделением Общероссийского общественного движения «Образование – для всех».

За последние несколько лет на Омском рынке труда стала очевидной диспропорция между спросом на высококвалифицированные рабочие специальности и предложением со стороны выпускников вузов и колледжей, дипломированных юристов, экономистов, менеджеров, регионоведов и т. д. Причины понятны. После ухода государства из промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики, с развитием частного предпринимательства, в основном, в сфере оказания услуг населению, на рынке труда оказались востребованы те, кто обеспечивал бесперебойную работу рынков, магазинов, юридических фирм, малых предприятий индивидуального бизнеса. Однако за 15 лет рынок специалистов в этой сфере экономики насытился настолько, что уже сегодня только в Омске на 801 вакансию бухгалтера претендует 1065 специалистов, имеющих опыт работы по данной специальности. В то же время, в 2005 году омский рынок труда получил 75% выпускников с высшим и средне-специальным образованием и только 25% - с профессиональным начальным образованием. Растёт количество безработных среди ветеринарных врачей, не востребованными оказываются выпускники аграрного университета (агрономы, зоотехники, экономисты).

Об этих и других проблемах говорили в своих выступлениях: О.Н. Смолин, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, профессор ОмГПУ, член-корреспондент РАО; В.М. Харин, заместитель руководителя Управления федеральной службы занятости по Омской области; К.А. Чуркин, ректор Омского государственного педагогического университета; А.К. Грезин, председатель Омской региональной Ассоциации промышленников и предпринимателей и др.

Участники общественных слушаний рассмотрели вопросы конкурентоспособности выпускников вузов на региональном рынке труда, проблемы высшего образования, кадровые проблемы в малом и среднем бизнесе и др.

Для выпускников педагогических специальностей проблема поиска работы не стоит. На сегодняшний день в школах города остаются свободными 200 вакансий. Кроме того, по словам ректора педагогического университета К.А. Чуркина, «чтобы чувствовать себя на рынке труда более уверенно, многие наши студенты, учась в университете, параллельно получают другие специальности и это нормально. Наши выпускники сегодня идут в разные сферы, в том числе, в сферу услуг. На 4 курсе, как показывают наши исследования, вовлечённость в профессию учителя уменьшается в 2 раза. Это объясняется низкой заработной платой педагогов. К тому же рынок педагогического труда специфический, он ограничен географически: в каждом регионе есть свой педагогический вуз, который готовит кадры для себя. Незначительный обмен наблюдается только между нашей областью и Тюменской, Новосибирской. Сегодня для закрепления учительских кадров городской администрацией для наших выпускников выделено 100 квартир на льготных условиях их приобретения. Но необходимо, прежде всего, повышать учительскую зарплату, чтобы человек мог накопить на такое жильё, которое его устраивает».

Итогом работы стало принятие резолюции в адрес исполнительной власти, профсоюзов, ректоров вузов и работодателей.

Подводя итоги обсуждению, О.Н. Смолин сказал о необходимости подготовки Конгресса российского образовательного сообщества, пообещал внести законодательные инициативы, касающиеся решения затронутых проблем. Кроме того, он вручил ректору педагогического университета диплом к недавно полученной коллективом университета награде – медали «Сто лучших вузов России».