Философия. Экономика. Политика. Законодательство
Книга доктора философских наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке и председателя общественного движения «Образование — для всех» О.Н. Смолина, будучи по форме сборником статей, фактически представляет собой системное изложение результатов исследований и взглядов автора по вопросам образовательной политики от ее философских оснований до программных документов и практических шагов движения.
Острая постановка проблем, жесткое структурирование предлагаемых ответов и афористический стиль автора способны привлечь к книге внимание широких слоев образовательного и научного сообщества. При этом не важно, согласится ли читатель со всеми предложенными выводами. Главное, что он задумается и будет вовлечен в творческий поиск путей развития отечественного образования.
Ключевая идея книги выражена в ее названии, хотя, в отличие от документов ООН и ЮНЕСКО, трактующих лозунг «Образование — для всех» как обеспечение доступности элементарного образования большему числу людей в развивающихся странах, применительно к России автор понимает эту формулу иначе — в антисегрегационном смысле, а именно — как обязанность государства обеспечить равные возможности и доступность высококачественного образования всем слоям населения. По мнению автора, именно научно-образовательный прорыв дает России шанс преодолеть системный кризис и множественные катастрофы 1990-х годов, а затем войти в «общество знаний».