Монография представляет собой попытку на основе комплексной картины эволюции отечественного политического процесса представить теоретическую модель образовательной политики и её законодательного обеспечения. Эта модель должна быть адекватной российской исторической ситуации конца XX — начала XXI в. и способной обеспечить необходимые условия и стимулы для опережающего развития страны при ведущей роли образовательной составляющей её человеческого потенциала. Хронологические границы исследования охватывают постсоветскую историю России от начала работы Верховного Совета РСФСР в 1990 г. до окончания срока полномочий Государственной Думы четвёртого созыва в декабре 2007 г.
На протяжении 1990-х гг. автор был одним из главных разработчиков действовавших в России до 2004 г. законов в области образования и большинства законопроектов, прошедших различные стадии парламентской процедуры. Поэтому работа содержит взгляд парламентария на процесс образовательного законотворчества, а информацию об этом процессе читатель получает из первых рук.
Книга состоит из шести больших разделов. Первый раздел посвящён философским основаниям стратегии модернизации России на основе опережающего развития образования и науки. Во втором и третьем разделах рассматриваются основные этапы отечественной образовательной политики в период 1990-2003 гг., соответственно, с точки зрения стратегии власти и в аспекте законодательного обеспечения. Четвёртый раздел посвящён особому периоду отечественного политико-образовательного процесса, который начался в 2004 г. и оценивается автором как контрреформа образования. В пятом разделе рассматриваются образовательно-политические позиции различных партий, парламентских фракций и общественных объединений, а также международный контекст отечественных образовательных реформ. В заключительном, шестом разделе работы анализируются ближайшие и долгосрочные перспективы отечественной образовательной политики, в том числе её доктринальные основы.