Российское образование приближается к американскому


Российское образование приближается к американскому

Под «занавес» работы Государственная Дума четвёртого созыва, итоговое заседание которой состоится 16 ноября 2007 г., приняла в третьем, окончательном чтении закон об образовательном стандарте. При обсуждении по мотивам голосования в Думе высказался всего один депутат – Олег Смолин.

— Уважаемые коллеги!

Когда закон принимался в первом чтении, мы (фракция КПРФ – ред.) заняли достаточно мягкую позицию. Мы заявили о том, что в таком виде его поддержать не можем, но если будут приняты наши предложения, то во втором и третьем чтениях мы закон готовы поддержать.

К сожалению, из всех наших предложений было принято только одно, довольно важное – это предложение описать, что понимается под условиями реализации образовательных программ. Правда, мы до сих пор не можем предсказать, как будет исполнена эта часть закона, когда он вступит в силу.

Я имею в виду вот, что, уважаемые коллеги? В пояснительной записке к законопроекту было написано, что он не потребует финансовых затрат. Как собираемся создать, улучшить условия образовательной деятельности и при этом не потратить денег – эта экономико-политическая загадка моему разуму не доступна. Может быть, кто-то другой это понимает — пусть мне объяснит.

К сожалению, другие наши предложения, как и предложения Общественной палаты, в большинстве своём приняты не были. И закон по-прежнему страдает, как минимум, тремя серьёзными пороками.

Порок первый: в законе отныне больше не будет регионального и национально-регионального компонента, и не очень понятно, как края, области и республики смогут реализовать свои права в области образования, предусмотренные 72 статьёй Конституции.

Порок второй: в законе вообще нет ничего о содержании образования. Мы даже не знаем, какой перечень предметов будут изучать наши дети. Закон написан по известному принципу: чему учить, мне всё равно, но ЕГЭ сдавать обязан.

Порок третий: закон можно было бы описать одной фразой, и эта фраза звучит так – государственные стандарты образования утверждаются правительством. Ни парламент, ни общественность к этому больше никакого отношения иметь не будут.

Если вам всё равно, чему будут учить ваших детей и внуков, вы вправе поддержать этот законопроект.

И самое последнее. Когда закон обсуждался в комитете, представители профильного министерства говорили, что они взяли за основу опыт Запада. Сообщаю, что опыт Запада нужно брать за основу хороший.

Например, во Франции стандарт утверждается законом. Поэтому качество школьного образования там довольно высокое, правда, по математике до сих пор ниже, чем в России.

А что касается Соединённых Штатов Америки, которые почти всегда берутся за образец, то лет шесть назад, когда наша делегация была в штатах, в штате Коннектикут – наиболее «продвинутом» в образовательном смысле в США – комиссар по образованию штата мне говорил буквально следующее: вам хорошо, у вас есть на уровне государства образовательные стандарты, поэтому ваше школьное образование более качественное.

Сообщаю, что с принятием этого закона тех стандартов, которым завидовал комиссар штата Коннектикут, у нас больше не будет. И, следовательно, мы приближаемся, видимо, к образованию по американскому типу, но не к такому, который есть в реальности, а будем производить таких же русских американцев, которых пародирует Михаил Задорнов. Мы не можем поддержать этот законопроект.

Результаты голосования. Депутатов, равнодушных к содержанию российского образования, оказалось большинство.

Слово за Советом Федерации и Президентом России.

temp_anons:
Под «занавес» работы Государственная Дума четвёртого созыва, итоговое заседание которой состоится 16 ноября 2007 г., приняла в третьем, окончательном чтении закон об образовательном стандарте. При обсуждении по мотивам голосования в Думе высказался всего один депутат – Олег Смолин.