Чего дети ждут от учителя? Если сравнить итоги социологического исследования, проведённого в 1925 году и два года назад, — перемены небольшие. Сейчас больше в учителе ценят чувство юмора, внешний вид. Дети хотели бы, чтобы он был похож на человека из телевизора. Некоторые полагают, что учИтеля можно заменить компьютером. Но по ключевым позициям от учителя 80 лет назад и сегодня ждали и ждут одного — чтобы он научил, как быть успешным в жизни.
Этот пример привёл Олег Николаевич Смолин во время обсуждения темы «Учитель и деньги» 24 декабря в «Открытой студии» петербуржского «5 канала». Участниками разговора, также, стали: Г. Бордовский, ректор Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И. Герцена и А. Адамский, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации.
«Учитель должен быть штучной личностью, обладать амбициями», – задала тон ведущая. — «Что ждёт школу лет через 10-15? Есть 4 вида деятельности, которые нельзя считать профессией, а, скорее, служением. Это работа врача, учителя, военного и священника.
Какие ценности учителя ставят на первое место? Социологов возмутило, что главное для педагогов — здоровье, насыщенная духовная жизнь. На последнем месте – общественное признание, творчество, развлечения».
Отвечая на эти вопросы, Олег Николаевич сказал:
— Мне очень понравилась учительница, которая определила труд учителя как служение, я всегда так считал и считаю. Образование нельзя сводить к сфере услуг. А что касается социологов, то они зря возмущались. Учителя не ценят развлечения, так что ж, — хорошо, они ценят работу. Учителя, судя по опросу, не ценят творчество. Это удивительно, но видимо их в такое положение загнала современная бюрократическая система. Я приведу горькую шутку. Учитель: дети, уйдите из школы, не мешайте реализовывать национальный проект образование.
Нам надо поднимать престиж профессии, в том числе при помощи электронных СМИ. 20 лет назад у нас была эпоха, когда учителя-новаторы собирали у экранов больше, чем сейчас многие «звёзды» шоу-бизнеса. Но мы строим рыночную экономику, надеюсь, что социальную, мы говорим, что современные люди стали прагматичнее, чем прежде, поэтому начинать решать проблему статуса учителя и престижа надо с заработной платы. До тех пор, пока учитель по уровню зарплаты будет занимать третье место снизу, сколько бы мы не пропагандировали профессию, решить проблему не удастся. Мы предлагали неоднократно законы и поправки в законы, которые повышали зарплату учителя. Пока в четвёртой Думе это не получилось, будем пытаться в пятой.
Современный уровень оплаты труда педагогов недопустимо низок. Поднимать зарплату надо всем учителям, а дальше вопрос дифференциации. Мы можем определять лучших учителей, но это требует детальной проработки. Я боюсь, что будет, как с национальными проектами. Какой-то министерский чиновник разработает 17 критериев оценки качества преподавания, учителя получат их спущенными сверху и этим всё кончится. Если такие критерии разработает само педагогическое сообщество – в добрый путь.
На вопрос о нецензурной брани в педагогической среде
— С моей точки зрения, людям, которые ненормативно выражаются, в школе не место. Когда мы говорим о массовых явлениях, позиция одна – высокий статус и высокая ответственность. Ну, уйдёт ещё один учитель в торговлю, что от этого изменится?
Сегодня существует подход к образованию как к услуге. Может быть, это соответствует рыночной экономике, но противоречит нашей национальной традиции. Напомню два высказывания. Одно В. Белинского: есть много родов образования, но выше всех – образование нравственное. А другое – В. Сухомлинский: можно дать ребёнку высоты знаний, но если он не научится любить, он был и останется дикарём. А образованный дикарь намного хуже необразованного.